Смекни!
smekni.com

Политическая мысль Нового времени (стр. 3 из 3)

К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая собственное учение, заимствовали многие принципы и элементы предшествовавших коммунистических и социалистических утопий, разделяя с их авторами глубокое убеждение в ненужности государства и политики в будущем бесклассовом обществе.

Политическая теория марксизма развивалась инструментально, т.е. государственный аппарат и политика, как форма участия людей в социальном процессе, рассматривались по преимуществу в качестве орудий разгрома пролетариатом классовых противников, завоевания и удержания власти. И современное государство, и все предшествующие ему типы государственности оценивались прежде всего как формы диктатуры имущих классов, на смену которым, в полном соответствии с историческими законами, должна прийти диктатура пролетариата, сама в свою очередь являющаяся орудием построения неполитического сообщества.

Ценностные ориентации марксизма, тесно связанные с концепцией будущего, объективно и субъективно препятствовали позитивной научной разработке теории демократии в русле либеральной традиции. Отнюдь не случайным является тот факт, что разработка Марксом и Энгельсом концепции "пролетарской демократии", будучи ориентированной на опыт революций 1848-1849 гг. и Парижской коммуны, также осуществлялась сквозь призму теории классовой борьбы.

Таким образом, стержневые политические идеи марксизма:

1. Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе, до появления письменности и классов, государства не было.

Возникновение государства объясняется постепенным разделением труда и присвоением средств производства, что привело к появлению антагонических классов.

2. Государство - орудие господствующего класса, которое используется для подчинения угнетаемых классов. Капиталистическое государство является инструментом обеспечения господства буржуазии над пролетариатом. К. Маркс допускал, что в истории общества наблюдаются периоды равновесия между антагоническими классами, когда государство приобретает независимость от интересов господствующего класса.

3. Для удержания власти над угнетаемыми классами государство использует три основных средства, прибегая к ним одновременно или в порядке очереди, в зависимости от ситуации, - армию, полицию и бюрократию, которой свойственны такие черты, как централизованность, иерархичность, ритуальность; идеология, спомощью которой скрывается реальное притеснение и которая отвлекает от мысли о любом сопротивлении ей.

4. Непримиримость антагонистических классов неминуемо приводит к классовой борьбе, что является движущей силой истории.

5. Основная сила революционного процесса - пролетариат, которому нечего терять, кроме собственных цепей. Добывая в борьбе независимость для себя, он тем самым добивается свободы для всего общества.

6. Революционное насилие является необходимым условием перехода к новому общественному строю. Марксизм допускал мирный путь общественного развития лишь при условии, что организованная сила пролетариата принудит буржуазию сдаться.

7. Для осуществления революционного насилия по отношению к буржуазии пролетариат устанавливает свою диктатуру. Она нужна лишь на этапе переходного периода (от капитализма к социализму). После исчезновения антагонистических классов государство отомрет и установится самоуправление народа.

8. Возрождение либеральной демократии с ее парламентаризмом и делением власти, которая создает иллюзию народного представительства, в действительности является лишь одним из видов диктатуры над трудом. Марксисты допускают "буржуазную демократию" только в границах, благоприятных для расширения классовой борьбы, однако их главной целью остается развал либерально-демократической политической системы и замена ее "временной диктатурой" пролетариата с последующим построением общества коммунистического типа. [4, с.34]

В итоге, к первой половине XIX в. внутри различных направлений политической философии создаются и проходят критическую проверку различные методы теоретического анализа природы политики.

Заключение

Основная тенденция эволюции политической мысли состоит в постоянном теоретическом усложнении. На каждом ее этапе система политической аргументации зависит от исторических традиций, различий в политической организации, иерархического соподчинения в социуме.

Революции Нового времени сопровождались появлением феномена идеологизации политики, существенно повлиявшего на характер политико-теоретических построений, усилившего их субъективность, но одновременно способствовавшего их кумуляции и долговременности влияния.

Формулирование различными течениями господства закона как главного условия стабильности и прогресса сделало возможным постепенный переход к научному пониманию феномена политики, которое в свою очередь привело к возникновению новой науки - политологии.

Литература

1. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. - 592 с

2. Бородинов В.Д. Политология. Д.: КИТИС, 2000. - 392с.

3. Гелей С.Д., Рутар С.М. Основи політології: - К.: Товариство "Знання", КОО, 1999. - 427 с.

4. Політологія. За ред. О.В. Бабкіної, В.П. Горбатенка. - К.: "Академія", 2001. – 528 с.