Смекни!
smekni.com

Политическое лидерство (стр. 2 из 3)

...Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо[6].

В конце XIX в. немецкий философ Ф. Ницше, во многом следуя традициям макиавеллизма, создал концепцию сверхчеловека — «великого человека толпы», способного управлять людьми, используя самые низменные человеческие страсти и пороки. Неудивительно, что во время Второй мировой войны фашистские лидеры стремились опереться на философию Ф. Ницше для оправдания бесчеловечной политики «третьего рейха»[7].

Ницше был убежден в том, что в каждом человеке, прежде всего, гнездится колоссальный эгоизм, который с величайшей легкостью перескакивает границы права, о чем в мелочах свидетельствует обыденная жизнь, а в крупном масштабе — каждая страница истории. По его мнению, в основе общепризнанной необходимости столь тщательно оберегаемого европейского равновесия лежит осознание того факта, что человек есть хищное животное, наверняка бросающееся на слабейшего, который ему подвернется. Но к безграничному эгоизму человеческой натуры еще присоединяется в той или иной степени существующий в каждом человеке запас ненависти, гнева, зависти, желчи и злости, накопляясь, как яд в отверстии змеиного зуба, и ожидая только случая вырваться на простор, чтобы потом свирепствовать и неистовствовать, подобно сорвавшемуся с цепи демону.

По Ницше, человек есть единственное животное, которое причиняет страдания другим без всякой дальнейшей цели, кроме этой. Другие животные никогда не делают этого иначе, как для удовлетворения только голода или в пылу борьбы. Если тигра упрекают в том, что он губит больше, чем пожирает, то все-таки он душит жертву, лишь с намерением ее сожрать, а происходит это просто от того, что, по французскому выражению, «глаза у него больше желудка». Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить; но человек делает это — что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем просто зверский.

В сердце каждого, неустанно подчеркивал Ницше, действительно сидит дикий зверь, который только ждет случая, чтобы посвирепствовать и понеистовствовать в намерении причинить другим боль или уничтожить их, если они становятся на его пути, — это есть именно то, из чего проистекает страсть к борьбе и к войне, именно то, что задает постоянную работу своему спутнику — сознанию, которое его обуздывает и сдерживает в известных пределах.

Ницше дал политическим технологам «легкий рецепт» производства «великого человека толпы». Он советовал, что при всяких условиях нужно доставлять толпе то, что ей весьма приятно, или сначала «вбить ей в голову», что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но, ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. У толпы должно создаться впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или, по крайней мере, ей должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она, тем не менее, будет стыдиться перед ним, и он будет еще более популярен[8].

Итак, согласно Ницше, «сверхчеловек» может быть насильником, завистником, эксплуататором, интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем — смотря по обстоятельствам.

Но одновременно в политической науке возникает другая концепция политического лидерства, которая обращается к лучшим сторонам человеческой души, призывает к любви, миротворчеству и ненасилию. Наиболее ярким воплощением такого типа лидерства стал индийский политический деятель М. Ганди.

Первый президент Индии Д. Перу оставил интересный портрет Ганди в своей книге «Взгляд на всемирную историю»:

...Голос Ганди отличался от других голосов. Он звучал тихо и спокойно, и тем не менее его не могли заглушить крики толпы. Он был мягким и ласковым, но в нем звенела сталь. Он звучал вежливо, он увещевал, но в нем слышалось нечто непреклонное и угрожающее. Каждое произнесенное им слово было исполнено значения и чрезвычайной серьезности. За мирными и дружественными словами таилась сила, призыв к действию и решимость не уступать злу »[9].

М. Ганди был убежден, что добиться политической власти лидер может... с помощью любви: «Душа пополняется знанием, в ней рождается любовь... Ненасилие — это покой, но активное ненасилие — это любовь. Мир существует движимый любовью»[10]. Ганди формулирует и обосновывает основные принципы «ненасильственного» политического лидерства: несотрудничество (отказ от должностей, бойкот правительственных и иных учреждений), организация мирных демонстраций и шествий и гражданское неповиновение — неподчинение законам колониальной администрации. Его «ненасильственное» лидерство было направлено против кровопролития, он выступал за разрешение всех конфликтов путем арбитража.

2.1 Современные концепции политического лидерства

Среди современных концепций политического лидерства, возникших во второй половине XX в., можно выделить несколько наиболее популярных. Американский политолог Р. Такер называет три основных типа лидерства: консерваторов, реформаторов и революционеров.

Консерваторы стремятся сохранить в обществе статус-кво, все свои программы они направляют на обоснование необходимости сохранения существующего политического строя (М. Тэтчер и Л.И. Брежнев).

Реформаторы используют мирную тактику постепенных последовательных политических приемов: либо тактику убеждения масс, либо верят в силу слова и стремятся активно влиять на формирование общественного мнения (Мартин Лютер Кинг и Петр I).

Революционеры признают лишь одно средство изменения общества — радикальное политическое переустройство или революцию. Они используют не только мирные, но и насильственные политические средства борьбы (В.И. Ленин).

Другой современный американский политолог М.Дж. Харманн создает собирательные образы политических лидеров.

Знаменосец имеет собственный взгляд на политику, хорошо представляет ее цель и средства ее достижения. Этот тип лидеров стремится прежде всего изменить политическую систему (М. Ганди, В.И. Ленин).

Служитель прежде всего выражает интересы своего окружения, действует от имени своих соратников (Л.И. Брежнев, К.У. Черненко).

Торговец отличается способностью убеждать людей и вовлекать их в осуществление своих мероприятий (Б.Н. Ельцин, Л.Д. Кучма).

Пожарный характеризуется быстрой реакцией на политические требования времени и предлагает эффективные действия в экстремальной обстановке (Петр I, В.И. Ленин).

3. Политический лидер и его функции

Что же делает политический лидер в интересах общества? Что входит в сферу его деятельности и какие он выполняет задачи?

Лидер объединяет людей со сходными политическими взглядами в единое политическое движение, партию или общественно-политическую организацию. Он определяет цели и программы политического развития, а также формы и методы политической борьбы за их осуществление.

Координируя деятельность «своей» политической группы или партии, лидер представляет ее интересы вовне — диалоги с другими политическими движениями или организациями.

Выполнение лидерских функций зависит от совокупности качеств, составляющих имидж (образ) лидера.

При этом имидж формируется типом лидерской роли (спаситель, мессия, мученик), стилем поведения (демократический, авторитарный, либеральный), а также теми идеями, которые лидер озвучивает с политической трибуны. Возникло целое новое направление в политической науке — имиджелогия, которое стремится разработать научные пути формирования политического имиджа лидера. В современной политической жизни к формированию имиджа политических лидеров подключены не только специалисты-имиджмейкеры, но и все СМИ, весь арсенал современной аудио- и видеотехники.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:

1) Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2) Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.