2. Существует ли однозначная зависимость между политическим развитием и демократизацией политической жизни?
Зависимость между политическим развитием и демократизацией политической жизни существует. Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением, идет речь о демократических выборах с альтернативными программами или о мобилизации масс элитами. Характеристика общественных свойств политического развития включает в себя социальную мобильность, национальную интеграцию рационализацию. Развитие в условиях резко выраженного первенства в распределении доходов и попыток насильственного ограничения политического участия может вызвать социальное напряжение, подрывающее политическую стабильность и тем самым процесс развития. С другой стороны, политическая стратегия, имеющая целью социальное равенство и политическое участие, может угрожать социально-экономическому развитию, поскольку удовлетворение растущих требований в области потребления не оставляет ресурсов для капиталовложений в экономику. А все эти свойства, которые необходимы при политическом развитии, присутствуют лишь при демократизации политической жизни. Если существует демократизация политической жизни, и оно постоянно развивается, то и происходит и политическое развитие. Если, нет демократизации и политическое развитие, отсутствует.
3. Какие преимущества, и какие пороки несет в себе рационализация общественной жизни?
В основе современного общества плюс рационализм, т.е. социальное поведение, характеризуется сознательной постановкой целей и последовательностью их достижения с помощью соответствующих средств. В отличии от традиционного в современном обществе отсутствует юридическое, идеологическое, религиозные преграды для социальной и политической мобильности людей и их действия оцениваются не в зависимости от занимаемого или социального статуса, а от результата. Для понимания политического развития категория рационализации является одной из основополагающих, поскольку характеризует его общественные свойства. В терминах политического развития рационализации рассматривается как функциональная дефференция политических институтов, оценка деятельности которых базируются на критериях результативности. Рационализм имеет, однако не только преимущества, но и пороки, которые отражаются на общественной жизни. Начинается происходить различные явления в политической жизни. Нестабильность, разногласия и другие явления (т.к. к политике допущены многие члены различных партий и движений). Все это ведет к дестабилизации различных общественных явлений в стране.
4. Возможна ли рационализация политической системы без конфликта с господствующими в стране этическими представлениями? Является ли такой конфликт неизбежным в России? Возможна ли в России «внеморальная» политика?
Рационализация политической системы без конфликта с господствующими в нашей стране этическими представлениями не возможна. По этическим соображениям в основе общества лежит привычка, инерция, традиция, покорность, что объясняет его относительную неподвижность. При рационализации необходимо обществу мыслящие, развивающиеся политики грамотные. Такой конфликт неизбежен в России т.к. нашим вышестоящим органам такое общество не нужно, который само решает, как ему жить, как оно хочет и готово жить, какое правительство необходимо ему. В России «внеморальная» политика возможна. От того, как ведется, политика по каким правилам зависит от ее участников – политиков. Но, к сожалению, в наше время политики преступают через закон, этикет, мораль, для того чтобы прийти к власти или «убрать» своих политических соперников.
Тема 18. Кризисы политического развития
1. Различают кризисы, связанные с исчерпанием ресурсов системы или ее института, и кризисы, порожденные сопротивлением среды, преодолеть которое не удается. Можно ли считать какой – либо из этих типов более опасным для системы?
Считать, что какой-либо из этих типов более опасен для системы нельзя. Каждый тип кризиса будь он связан с исчерпанием ресурсов системы и ее института и кризис, порожденный сопротивлением среды, преодолеть которую не удается, очень опасны. Он несет собой негативные явления, которые негативно отражаются на общественной жизни в целом. Происходят свои сбои в протекании различных процессов и чтобы вернуть все на круги свое и преодолеть различные кризисы, необходимо много различных средств и времени.
2. Какие действия властей провоцируют революционный взрыв, а какие позволяют его избежать? Какое содержание вкладываете в понятие «революция сверху»?
Революционный взрыв провоцируют следующие действия власти:
1. постоянное сокращение работников с работы;
2. нестабильная ситуация в стране;
3. рост цен, безработица, инфляции;
4. сокращение субсидий на поддержание жизни и стабильных цен на основные продукты питания и услуги;
5. увеличение разницы между доходами различных слоев населения;
6. отсутствие социальной политики.
Все это говорит о бездействии властей. Власти заботятся лишь о себе, о своих благах, интересах, желаниях, интересы направлены на свое обогащение, бездействие властей или не замечание разгулье преступности в стране, бюрократии, несправедливости. Все эти причины, которые в какой-то степени зависят от властей, ведут к революционному взрыву, т.е. ниже не хотят жить по старому, а верхи управлять по новому. Но иногда некоторые действия властей позволяют избежать революционного взрыва. Если власти примут срочно различные законы, действия, то они могут спастись от негодования населения.
В понятии «революция сверху» я вкладываю следующее содержания нестабильность, недоверие правительству зарождается в высших органах власти. Именно они провоцируют своими высказываниями народ к революции, свержению власти. Революция «зарождается» в высших умах, как ее нужно свершить и когда так же решает высшая власть, а делает это руками народ.
3. Является ли смена правящей элиты закономерностью процесса модернизации или элита, инициирующая этот процесс, может сохранить свое положение?
Смена правящей элиты не всегда является закономерностью процесса модернизации. Часто элита, имитирующая этот процесс, может сохранить свое положение. Это происходит из-за того, что народ не может контролировать рыночными механизмами действия элиты, она (элита) ни кем не контролируется и потому не подчиняется.
Тема 19. Политическая революция и контрреволюция
1. Имеются ли различия между социальной революцией и «радикальными реформами», провозглашенными в нашей стране?
Различия между социальной революцией и «радикальными реформами», провозглашенными в нашей стране имеются. Социальная революция имеет глубокие корни в жизнь общества и меняет всю систему общественных отношений. Экономические, социальные и духовные предпосылки революции, вызревают объективно и довольно часто независимо от действий властей части революции начинаются с «низу», «радикальные реформы» идут с «верху». Они не имеют глубоких корней в жизни общества, мешает лишь некоторые общественные отношения, некоторые остаются неизменными. После проведения «радикальных реформ» в нашей стране жизнь населения намного ухудшилась. У власти осталось та же элита «но только с новыми взглядами» и убеждениями на жизнь.
2. Способны ли радикальные политические движения и их лидеры обеспечить проведение созидательной политики или действует так называемый «закон термидора» и их отстранение от власти при переходе от разрушения старого к творчеству нового неизбежно?
Радикальные политические движения и их лидеры способны обеспечить проведение созидательной политики, и не всегда должны действовать так называемый «закон термидора» и их отстранение той власти при переходе от разрешения старого к творчеству нового неизбежно. Можно воспользоваться их умом, опытом, всем, что они накопили за время правления, чтобы избежать прежних ошибок. Ведь если нужно начинать все заново, то необходимо очень много времени и средств, чтобы построить новую систему отношений, а это не всегда удается сделать правильно, если пренебречь опытами бывших властей.
3. Что означает для общества победа одной из сторон в революционной борьбе, каковы ее социальные и духовно-нравственные последствия?
Для общества победа одной из сторон в революционной борьбе означает смену власти и смену курса в области общественной жизни в целом. Взять, например Октябрьскую революцию, произошедшую в 1927 г. к власти пришли большевики, было полностью уничтожено царская семья, интеллигенция, богатое население общества (которое занималось благотворительностью, а не только своим обогащением и угнетением населения). Началась раскулачивание зажиточных крестьян, изгнать их со своих мест жительства, переселение в Сибирь. Произошло уничтожение полностью прежних взглядов на жизнь (все, что было до революции плохо) «уничтожение духовных и нравственных ценностей» (уничтожились церкви, духовные служащие расстреливались или сжигались). Изменились полностью социальные и духовно-нравственные ценности у населения. Но старые взгляды были сломлены, а новые до конца не сложились, отсюда идут, и рост негативных социальных и духовно-нравственных последствий возрос рост преступности, беспризорности, уничтожение культурных ценностей и культуры населения в целом, т.к. у власти стояли люди не высокой степени культурности. И если ранее народ боялся гнева божьего, если совершить что-то непристойное, то сейчас они ничего не боялись. Да и сейчас в настоящее время, после распада СССР во всем существует негативные, в социальных и духовно – нравственных ценностей, последствия (такие же, как при революции в 1917 году).