МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ПОЛИТОЛОГИЯ
Проблемно-тематический курс
заочного отделения
Содержание:
Тема 1. Предмет политической науки и методы исследования
Тема 2. Политика как общественное явление
Тема 3. Власть как социальный феномен
Тема 4. Политическая система общества
Тема 5. Гражданское общество и государство
Тема 6. Проблема государства в политической науке
Тема 7. Сравнительный анализ политических режимов
Тема 8. Социальная стратификация современного общества и политика
Тема 9. Политическая стратификация. Теория элит
Тема 10. Социально–этнические общности как субъекты политического процесса
Тема 11. Политические партии, их место и роль в политическом процессе
Тема 12. Политическое лидерство и политическая деятельность
Тема 13. Личность как объект и субъект политики
Тема 14. Сущность политического манипулирования, основные приемы и методы
Тема 15. Конфликт в политике
Тема 16. Политический процесс
Тема 17. Политическое развитие
Тема 18. Кризисы политического развития
Тема 19. Политическая революция и контрреволюция
Тема 20. Политическое сознание
Тема 21. Политическая идеология. Основные политические идеологии современности
Тема 22. Социальная утопия и антиутопия в политике
Тема 23. Политическая культура
Тема 24. Методы моделирования и прогнозирования в политике: современная футурология и политика
Тема 25. Международные отношения и внешняя политика
Литература
Тема 1. Предмет политической науки и методы исследования
1. Каковы, на Ваш взгляд, основные исторические причины, вызвавшие выделение политической науки в относительно самостоятельную отрасль научного звания?
Основными историческими причинами, вызвавшие выделение политической науки в относительно самостоятельную отрасль научного знания, на мой взгляд, является:
1. т.к. она поддерживает нормальные партнерские отношения, требующих правовую неусыпность государства;
2. она убережет общество от стихии;
3. помогает узнать условия, политической игры, сохранить ее смысл и активизировать ее;
4. она помогает понять, какие усилия требуются для проведения «политической игры» в цивилизованных рамках и т.д.
Но главный парадокс политической науки состоит в том, что с одной стороны, она существует с тех пор, как сложилась публичная власть и общество разделилась на управленческие и управляемых, но с другой стороны политическая жизнь в современном смысле жизни возникает лишь в демократическом обществе признающем несовпадении групповых интересов и допускающем их соревнование в форме политического соперничества. В традиционных обществах нет политической жизни (следовательно, и политической науки) как процесса, в ходе которого определяются носители власти – они там заранее известны.
2. Какая позиция представляется Вам более продуктивной?
Более продуктивной является позиция, которая утверждает, что политология и есть общая, интегративная политическая наука, включающая в себя все остальные науки и политике т.к. специфика политология заключается в изучении политики во всех проявлениях, а политика проявляется ведь не только в политической социологии и в других науках; политической философии, теории государства и права, политической географии и других науках.
3. В чем вы видите причины того методологического разнообразия, которое сложилось в современной политологии?
Причину того методологического разнообразия, которая сложилась в современной политологии, я вижу в том, что в данной науке различные методы, во многом отличающимися друг от друга; по характеру, структуре и т.д. поэтому сложилась такая ситуация, ведь каждый метод в чем-то превосходит другой, а в чем-то уступает. Чтобы сложилась полная картина необходимо изучать все существующие методы.
Тема 2. Политика как общественное явление
1. Каковы достоинства, и каковы недостатки каждого из этих подходов?
Объектом изучения политологии в самом широком смысле является политика. В политической науке сложилось несколько основных подходов к решению проблемы – что такое политика? Существует несколько подходов:
1. политику определяют как область в основном целенаправленных отношений сложившихся между социальными группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей. Достоинства данной теории заключается в том, что отношения целенаправленны, созданы для улучшения жизни общества, в интересах всех его членов, но с другой стороны существуют недостатки – иногда существует разное мнение по какому – либо вопросу и приходится жертвовать своим мнением, чтобы прийти единомыслию.
2. поиск компромисса между интересами различных социальных групп, предотвращающего распад общества в результате противоречий. Достоинство данной теории заключается в том, что складывается система противоречий. Все вместе и каждый в отдельности заинтересованы в сохранении целостности социального организма, каждый человек или группа имеет право «стоять с ним до конца», но с другой стороны в этой теории есть свои недостатки – каждый член группы ведет между собой и другими членами группы постоянную борьбу по защите своих эгоистических интересов, что ведет к подрыву целостности общества, что может сказаться на ситуации в стране.
3. деятельность элиты по руководству обществом. Достоинство данной теории заключается в том, что не существует каких-либо разногласий, политика реализуется через определенные институты и т.д. Однако существуют недостатки данной теории – у власти стоит определенный слой людей, обособлявшийся от общества. Этот слой имеет свои собственные интересы, и осуществляет постоянную опасность отрыва управленческого слоя (элиты и бюрократии) от общества. Интересы общества их мало интересуют, элита играет в свои «определенные игры», обществу отводится роль зрителя, очень редко арбитра.
2. Чем Вы можете объяснить политизированность социальных процессов в российском обществе?
Политизированность социальных процессов в российском обществе объяснить можно следующим:
1. отсутствие в нашей истории традиций политического ведет к поиску «внутреннего врага» во всех сферах общества жизни и попыткам расправиться с ним, используя политические средства и методы;
2. политическая власть в России всегда традиционно облегчает доступ к экономическим благам и духовному влиянию, поэтому борьба за доступ к экономическим благам и духовному влиянию, поэтому борьба за них также политизируется;
3. в России на большом протяжении времени существует раскол. Отсутствуют: а) единое видение истории страны, как процесса обладающего внутренней логикой и единством;
б) единое для элиты и массы социокультурная идентификация.
Борющиеся группировки пытаются захватить и использовать власть для навязывания своей морали модели духовного, социального, политического и экономического развития всему обществу, что и порождает политизировать процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни.
3. Приведите аргументы, которые могут быть использованы для опровержения этой точки зрения. Найдите их, даже если Вы сами в целом разделяете противоположное мнение.
Политика не определяется только экономической системой в стране. Политика зависит от многих других наук и причин, сложившихся в данной стране: от традиций, моралей, ценностей того или иного государства и приживающего в нем населения. Например, взять высокоразвитые страны (США, Франция, Япония и т.д.) экономика у них находится на очень высоком уровне, но все же политика иногда дает сбои, происходит разногласия по ведению тех или иных программ, к власти рвутся, очень сильные партии и не разберешься, что творится в политике никак не влияет на их экономику, т.к. у них очень высоко развита культура, мораль населения, и очень сильно почитаются традиции и не куражатся их, не перечеркивают то, что было, так это происходит у нас в стране.
Тема 3. Власть как социальный феномен
1. Подразумевает ли социологический подход к анализу проблемы власти ее этическую или какую – либо другую оценку или он ограничивается описанием ее структуры и функционирования?
Социологический подход – власть, рассматриваемая как организующее начало политической системы ее конститутивной момент. Социологический подход к анализу проблемы власти ограничиваются с писанием ее структуры и функционирования, ведь власть в данном подходе рассматривается не как взаимосвязь с другими науками, а как начало существующей системы.
2. Какой их этих подходов, представляется более убедительным и каковы аргументы, определяющие Ваш выбор?
На мой взгляд, более убедительным является подход, в которое сказано, что чтобы понять общество и политические процессы, протекающие в нем, необходимо начать закономерности поведения конкретного человека, т.к. общество состоит из отдельных индивидов, и у каждого индивида есть свое мировоззрение и взгляды на протекающие процессы – в стране. Политические процессы также во многом зависит от той или иной личности. Ведь у каждого человека есть свои определенные политические взгляды, именно от того или иного перевеса в политических взглядах и зависят происхождение те или иные политические процессы. Взять, например 30-40 гг. 20 в. во главе СССР стоял Сталин. Именно он решал как вести политические процессы, и как нужно жить обществу, от которых ничего не зависело. Да и сейчас, в настоящее время, чтобы понять поведение нашего правительства и президента в частности т.к. от нас практически ничего не зависит.
3. Какие причины вызывают возрастание роли контроля над духовно–информационными ресурсами в механизме власти современного общества?