Смекни!
smekni.com

Политическая реклама в избирательных кампаниях Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.) (стр. 4 из 8)

Относительно чеченского вопроса немаловажного на момент его избирательной кампании как для народа Россия, так и для государства в целом. Аяцков высказал мнение, что обращение Ельцина к главам российских регионов - "берите суверенитета столько, сколько проглотите" - явилось катализатором отделения Чечни. Введение войск в Чечню в декабре 1994 г. охарактеризовал как попытку руководства страны с помощью маленькой победоносной войны заработать большие политические дивиденды, а саму военную операцию оценил как "спланированную и проведенную силовыми министерствами совершенно бездарно". Однако заявил: "Сейчас отступать уже некуда, надо выполнять указания президента и разоружить всех, кто незаконно взял в руки оружие". Выход из кризиса Аяцков видел в развитии переговорного процесса. Считал необходимым объявить амнистию и провести переговоры с авторитетными и уважаемыми людьми в Чечне: военными, духовенством, старейшинами разных кланов, представителями общественных движений. Также предложил ввести федеральное правление и должность наместника президента России на Кавказе, которому должны подчиняться войска и местная администрация. Заявил о необходимости в целях стабилизации нынешней ситуации воссоздать единое государство чеченцев и ингушей в составе России. Предложил временно назначить главой Чечено-Ингушетии Руслана Аушева, а исполнительную власть доверить Саламбеку Хаджиеву. В этом же интервью высказался за полную замену руководства временной администрации в осетино-ингушской зоне чрезвычайного положения как не справившегося с поставленными перед ним задачами. Аяцков заявлял также об отсутствии у руководства страны четкой концепции национальной политики, а министров РФ по делам национальностей (начиная с Сергея Шахрая) назвал "дилетантами"26.

Аяцков выражал мнение, что если кризис в Чечне не будет урегулирован, то весь Кавказ может "взорваться подобно пороховой бочке". Выход предложил искать в созыве "Круглого стола" для переговоров по Северному Кавказу. Дмитрий Аяцков считал, что такой форум может способствовать созданию не только "всеобъемлющего соглашения между всеми силами, так или иначе втянутыми в этот запутанный клубок, но и сохранению целостности государства". Считал, что конференция по Северному Кавказу должна не только обозначить позиции сторон, но и отыскать дееспособный механизм реализации возможных соглашений, контроля за их соблюдением.

На президентских выборах в июне - июле 1996 г. поддержал Бориса Ельцина. По словам Аяцкова, он обещал главе государства "вырвать Саратовскую область из красного пояса". Считал, что только президент Борис Ельцин может довести начатые им реформы до конца. Высказывал мнение, что страна начинает выходить из тяжелого кризиса и уже начинают появляться позитивные результаты реформ. Сильной стороной Ельцина Аяцков считал то, что он так и не создал президентскую партию, так как он - президент всей России и должен стоять выше мелких партийных дрязг, усиливающихся при приближении выборов27. Сразу после назначения губернатором области Дмитрий Аяцков заявил, что основными направлениями его деятельности будут разработка соглашения о разграничения полномочий с центром, подписание договора об общественном согласии, активизация строительства муниципального жилья, усиление борьбы с преступностью и решение вопроса выплат зарплат, пенсий и пособий. Подобные заявления формировали у избирателей стойкий образ «хозяина», который приведет область в порядок. Высказал намерение консолидировать все силы области для обеспечения победы на президентских выборах Бориса Ельцина. Добился подписания "договора об общественном согласии" со всеми политическими силами и представителями ветвей власти Саратовской области. Отказались ставить под этим документом свою подпись только саратовские коммунисты. После чего Аяцков серией распоряжений заменил более 60 процентов глав районных и городских администраций.

Свою избирательную кампанию летом 1996 г. Аяцков проводил под лозунгами "Область достойна сильного губернатора" и "Конкретные дела для жителей области!". В ходе предвыборной кампании заявлял, что хотел бы сделать Саратовскую область лучшим регионом в России в течение ближайших трех - четырех лет, "чтобы ее жителям завидовали, как завидуют сегодня москвичам". Обещал построить два международных аэропорта, оказывать помощь агрокомплексу. Аяцков заявлял также о том, что поставил своей среднесрочной стратегической задачей сделать Саратов официальной столицей Поволжья, а долгосрочной - попытаться в будущем переместить в Саратов и столицу России28.

Сразу после своего избрания губернатором области Д.Ф. Аяцков закрепил себя в образе миротворца, заявив на пресс-конференции 2 сентября 1996 г., что "объявляет амнистию своим политическим противникам и приглашает их за стол переговоров". Так же он не стал вступать в опалу к пришедшему к власти В.В. Путину, он заявил что "готов подставить плечо" президенту Владимиру Путину, и поддержать его в усилиях по укреплению государственности и вертикали власти.

По мнению Сергея Филатова Аяцков - "это реформатор, человек демократического склада, имеющий хорошие организаторские способности, прошедший депутатскую школу, имеющий свою команду". Он "своей энергией сумел повести людей на реформы, на демократический путь развития" (радиостанция "Эхо Москвы", 2 сентября 1996 г.).

Образ в первой предвыборной кампании Д. Ф. Аяцкого многими политическими деятелями был определен как, образ хозяйственника, реально реализующего существующие проблемы в области.

Председатель Аграрной партии России Михаил Лапшин, оценивая предварительные результаты выборов губернатора Саратовской области, заявил, что теперь избирателей в регионах волнует конкретная деятельность кандидата на пост главы местной исполнительной власти как "администратора и хозяйственника".

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов на пресс-конференции заявил, что считает Аяцкова неплохим хозяйственником, который вел предвыборную борьбу весьма корректно и не демонстрировал свою политическую ангажированность. Зюганов также признал, что тактика, которую избрал Аяцков, отмежевавшись от своих предшественников и "проведя довольно серьезную работу по экономическому укреплению региона", чем сумел привлечь на свою сторону многих избирателей - аграриев, "оказалась не только разумной, но и выигрышной".

Руководитель пресс-службы президента РФ Игорь Игнатьев сообщил агенству "Интерфакс", что предварительные итоги выборов в Саратовской области Борис Ельцин расценил как дополнительное свидетельство того, что "россияне ждут от руководителей страны практических действий, которые могли бы улучшить социально-экономическое положение на местах".

Автор обширного аналитического материала "Саратовская область" И.В. Малякин охарактеризовал Д.Аяцкова так: "человек политической генерации, порожденной постсоветским бизнесом. Он еще недостаточно отошел от "номенклатурной генерации", но достаточно много представлений вобрал из криминально-предпринимательской среды, в которой немало времени вращался. В частности - представление о том, что ключевой проблемой во всех делах является разрешение денежного вопроса; если же деньги не демонстрируют достаточной эффективности при своем применении, то используются те или иные методы силового воздействия"29.

По мнению аналитика ИГПИ Александра Филиппова, Аяцков в 1993 г. был избран членом Совета Федерации за счет победы над Китовым на селе. Голосование в сельских районах за Аяцкова, где он был до этого неизвестен, было обеспечено заключением союза с главой областной администрации Юрием Белых (также баллотировавшимся в Совет Федерации). 2 февраля 1994 г. Китов был снят президентом РФ с должности главы администрации г. Саратова. 18 февраля 1994 г. Китов покончил жизнь самоубийством. Возникшая ситуация привела к разрыву союза Белых - Аяцков, так как последний не получил обещанного при заключении альянса назначения на пост главы администрации г. Саратова ("Саратовская область весной 1996 года", политический мониторинг ИГПИ от 19 июня 1996 г.).

По мнению некоторых депутатов областной Думы, Аяцков имел в течение 1994-1995 гг. реальную и неограниченную власть на всей территории Саратова. После этого предметом его политических интересов стало руководство областью. С 1994 г началась борьба Аяцкова с главой администрации области Юрием Белых.

Исход борьбы между Аяцковым и Белых был легко предсказуем, поскольку первый использовал весь доступный ему арсенал средств. А он был гораздо более обширен, чем у Белых, "хотя бы просто в силу отсутствия психологических ограничений". Основным политическим ресурсом у Аяцкова в этой борьбе в 1994-95 годах был статус депутата Совета Федерации, члена комитета по обороне и безопасности. При этом в региональных СМИ (но только региональных), он выступал в роли идеолога, создавая себе "образ волевого, сильного, крутого человека соответствующий внешности"30.