Смекни!
smekni.com

Политическая система и политический режим Республики Беларусь (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Политическая система Республики Беларусь

2. Политический режим Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников


Введение

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем “политическая система”. О политической системе или о политической организации общества в разных странах и особенно в Беларуси сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. “Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции”. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Белорусской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда “ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.” Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение. Как она понимается в западной и марксистской политологии, как понимается и представляется сейчас?

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить политическую систему и политический режим Республики Беларусь.

Задачи контрольной работы:

· изучить структуру политической системы Республики Беларусь;

· изучить основные особенности политической системы РБ;

· изучить механизм функционирования политической системы РБ;

· изучить и охарактеризовать политический режим РБ.

Структура данной работы состоит из введения, основной части (2 раздела) и заключения.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, изучение, оценка, синтез и т.д.

Автором настоящей контрольной работы исследованы и проанализированы различные литературные источники по состоянию на 01.04.2009 года.


1.Политическая система Республики Беларусь

Принято считать, что само понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. фон Берталанфи (1901- 1972) в 20-х годах ХХ в. для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как целостность, как совокупность взаимосвязанных элементов.

Одним из первых теорию систем к анализу общественных процессов применил Т. Парсонс (1902 – 1979), представивший общество как взаимодействие четырех подсистем (экономической, политической, социальной и духовной), находящихся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена. Назначение политической подсистемы он видел в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей [10].

Использование категории «система» при анализе политики связано с усложнением политического пространства, процессами демократизации политических отношений. В политологию это понятие было введено в 50-х-60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений использовали понятие «тип правления», а чуть позже «система правления». Их употребление сводило политику к деятельности государства, выделяло его в качестве основного субъекта властных отношений. До определенного момента это отражало политическую реальность. Однако появление и закрепление прав и свобод личности, гражданского общества в странах Западной Европы и США привело к тому, что индивид не только подчинялся, но и влиял на процессы принятия значимых для всего общества решений, создавая для этого политические организации (партии, движения и т.д.). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные субъекты. Осознание сложности и многомерности политических отношений привело к необходимости пересмотра господствовавшего в тот период институционального подхода к объяснению политики. Введение системного подхода в политическую науку связано с поиском универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих обществу устойчивость и выживаемость в различных условиях [8].

Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий - национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный лексикон все прочней стало входить слово "национальный": Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов "нация", "национальный". В понимании нации, закрепленном ООН, "национальный" означает "государственный", причем государство в данном контексте - это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство.

Когда речь идет о национальном государстве, то оно не сводится к доминированию одной этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень развития, "эмансипации" государства к гражданско-правовому состоянию. Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом. Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь.

Становление белорусского государства в значительной степени было связано с гражданско-правовыми и политическими отношениями, а не только с этническими. В нашем государстве самоидентификация происходит по единству культурно-исторической судьбы.

Право на политическое единство дается не прошлым (древним традиционным), а будущим, понимаемым как определенный план совместной деятельности. Итак, объединительным принципом суверенных государств является единство культурно-исторической судьбы, объединяющая общегражданская идея (единые социально-культурные ценности для достижения гражданского согласия) и осознание элитами национально-государственных интересов [5].

Переходные, трансформационные общества нуждаются в объединяющей идее. Ее можно называть по-разному - общенациональной, общегражданской, интегративной. Общенациональная интегративная идея должна быть возвышенной, благородной, устремлять к идеалу, основываясь на жизненных потребностях человека. Она не должна быть враждебной другим государствам. Она объединяет людей не только по общности этнического происхождения и языку, но и по культуре, самоидентификации, а также по гражданству как неразрывной связи человека либо группы со своим государством.

В плюралистическом демократическом обществе при существовании множества идеологий различных политических сил (партий, групп интереса) должна существовать сфера базовых ценностей, вокруг которых формируется согласие большинства членов общества, осуществляется общественный выбор путей и перспектив общественного развития.

Плюрализм мнений и наличие общегосударственной объединительной идеи не противостоят друг другу. Должно быть единство по поводу базовых целей и ценностей, того, к чему стремится общество. Отсутствие консенсуса по поводу базовых целей и ценностей общественного развития, раскол общественного мнения (наличие диаметрально противоположных взглядов по наиболее актуальным политическим вопросам у значительной части населения примерно в равных частях) представляют угрозу стабильности государства. В развитых консолидированных демократиях такой консенсус достигнут. Свидетельством тому служит механизм преемственности и политической ответственности, когда при смене власти на очередных выборах не происходит социальных потрясений. Власть имеет легитимный характер, существует доверие не только персонально политическим лидерам, но и политическим институтам [3].

В основании белорусской общенациональной идеи - национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.