Подобная модель отношений элиты и зависимого населения начала формировать еще в период раннего средневековья. Князь и его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Интересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дружина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха в обмен на обладание землей и людьми.
К началу 17 века сложилась внутренняя структура правящего класса, которая состояла из трех основных групп: офицерского корпуса, чиновников, поместных землевладельцев. Социальной базой правящей элиты было служивое сословие.
После социалистической революции власть в стране сосредоточилась в руках «нового класса», который опирался на Коммунистическую партию. Партийная система служила лишь внешним оформлением и одновременно прикрытием классовой сущности его господства. Получив монопольную власть и подчинив себе государство, «новый класс» стал монопольно распоряжаться национальной собственностью. Социалистическая собственность явилась основой абсолютной власти «нового класса», источником его привилегий. Назначение на ключевые руководящие посты осуществлялось исключительно через партию. Этот способ замещения руководителей получил название номенклатурного, а сам «новый класс» стал называться номенклатурой.
Советская номенклатурная элита включала в себя следующие группы: 1) руководство страны, которое олицетворяло законодательную власть; 2) руководители аппарата ЦК КПСС (исполнительная власть); 3) руководители региональных комитетов КПС; 4) министры; 5) руководители силовых структур; 6) руководители Советов; 7) дипломаты высокого ранга; 8) руководители молодежных, профсоюзных, творческих и других союзов, обществ, организаций.
Приход к власти в 1991г. демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном те кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Это означало, что основной ядро номенклатурной элиты, по существу сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты.
Однако помимо номенклатурной элиты в 1990-х годах начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесов. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе.
С установлением политической системы конкурентной олигархии, которую олицетворяла «семья», т.е. ближайший круг родственников, друзей, знакомых Б.Н.Ельцина, источники процесса образования элиты были сконцентрированы в руках исполнительных органов: президента, его администрации, правительства. Кроме того, именно они контролировали деятельность законодательных институтов власти – палат Федерального Собрания.
Облик нынешней российской политической элиты достаточно пестр. Как полагают эксперты, по крайней мере, половина всех лидеров политических партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов Федерального Собрания РФ, четверть сотрудников президентской администрации и аппарата правительства ранее не состояли в номенклатуре. В то же время номенклатурное прошлое имеют 83% региональной элиты.
Обновление российской политической элиты началось с первого срока президентства В.В.Путина (2002-2004гг.). Представителей «семьи», стали активно вытеснять из государственных и политических структур. Радикально был решен вопрос о влиянии олигархов из окружения «семьи» на процесс принятия важнейших политических решений. Круговорот российской номенклатурной элиты начался в «путинского призыва» новых людей в политику. Эти люди были выходцами из Петербурга и знакомы с президентов В.В.Путиным по его прежней работе в качестве вице-мэра города. Новый этап в обновлении современной элиты наступил после победы на выборах 14 марта 2004г. В.В.Путина.
Таким образом, можно сделать вывод, что обновление политической элиты в России по-прежнему осуществляется на основе личных связей, а не с помощью нормативно закрепленных институтов, в частности, партийной системы.
Заключение
Таким образом, политическое лидерство – важный компонент политического процесса. Существование феномена политического лидерства определяется объективными потребностями организации и регулирования общественно-политической жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организации общества следует искать объяснения характера лидерства.
Список использованной литературы:
1. Р.Т.Мухаев «Политология», Юнити, Москва, 2005.
2. В.И.Буренко, В.В.Журавлев, «Политология», издательство «Экзамен», Москва, 2004.