Политическое сознание и политическое бытие. Политическое время и политическое пространство.
Политическая онтология — учение о политическом бытии. В центре внимания политической онтологии находятся проблемы содержания политического бытия, формы и способы его существования и развития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политического детерминизма.
Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы.
Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политического существования и есть потенциальное политическое бытие; политическая действительность — актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политического бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой является политическое сознание, и «актуальная форма политического бытия», каковой выступает политическая реальность.
По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание.
Основные политические институты - это государство и политические партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, развитие политических процессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок.
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, институты и государство. Выделяются политические отношения компромисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфликта, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отношения политического управления (между властвующими и подчиненными).
Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политическое бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты политической деятельности.
Специфика политического сознания в том, что оно не только отражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование политического бытия.
Политическое сознание - явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально-психологических установок. Эти пласты восприятия органически связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, представлений и ориентации.
Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отношение к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил.
При исследовании проблемы политического бытия возникает множество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и вполне реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнорируются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхватываются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное общество, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.
Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: «...современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямого рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сумму психического опыта всех предшествующих поколений и их отношения к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме архетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в мифологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования.
Актуальная и потенциальная политические реальности существуют в пространстве и времени. Политическое пространство в качестве формы существования политического бытия рассматривается политической философией как место, где разворачиваются политические процессы, как цель политических действий и как средство для достижения конкретных политических целей.
Политическое пространство - это многоуровневый, многомерный мир, в котором разворачиваются политические отношения по поводу завоевания, использования и удержания власти.
Уточним, что в данном случае речь идет о политическом пространстве как месте существования политического бытия, о пространственном измерении политики.
Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизни этноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, где проживает этнос, где формируются политические институты, где добывают и используют ресурсы, это «жизненное пространство», которое во многом определяет особенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьба за пространство в большинстве случаев является главной причиной войн и конфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политического пространства как цели или как средства условно можно выделить несколько его уровней по следующим критериям:
- на политическом пространстве находятся политические субъекты;
- за политическое пространство ведется борьба между политическими субъектами;
- посредством политического пространства осуществляются политические цели.
С развитием технических возможностей человека политическое пространство расширяется.
Политическое пространство структурно можно представить как:
- наземное пространство;
- водное пространство;
- воздушное пространство;
- космическое пространство;
- информационное пространство.
Можно теоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства и политического бытия:
- влияние пространства на формирование культуры, этноса, государства и его политического устройства;
- пространство как цель политических интересов, отсюда геостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмы расширения территории и защиты границ;
- пространство как совокупность взаимодействующих государств;
- пространство как взаимодействие цивилизаций и межцивилизационного пространства, где границы этих образований определяются социокультурным и религиозным факторами;
- пространство как территория государства, задачей которого является:
а)обеспечить безопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон и регионов;
б)согласование интересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепления его безопасности;
- пространство как совокупность регионов, где с учетом политической стратегии государства разрабатываются и используются природные ресурсы.
Политическое пространство изучается геополитикой, геоэкономикой, политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остро ощущается необходимость не только дальнейшего развития этих направлений, но и - с учетом результатов их исследования - формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политического пространства, что возможно только при использовании методологии философского анализа.
Политическое пространство - это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастую противоположные по своей направленности. Это временные потоки различных цивилизаций, культур, поколений, а также социальных, профессиональных, религиозных, национальных групп, у каждой из которых свой ритм проживания и свое ощущение времени. Возможна ли координация этих временных потоков и как она должна осуществляться в рамках политической деятельности, как воздействует политическое пространство/время на политическое бытие в целом и на субъектов политического пространства в частности?
Политическая онтология не только исследует типы времени, временные ритмы и темпы развития политического бытия, но и выявляет механизмы корреляции и координации временных ритмов различных субъектов политического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политические противоречия.