В-пятых, усиливается экономический регионализм, как в Европе, так и Азии и Северной Америке.
Понимание геополитики как определенной научной концепции колеблется от размытых либо недосказанных геополитических идей, например, геополитических идей евразийцев, напоминающих национал-социалистические построения, до жестко детерминированных моделей, например, германских геополитиков накануне Второй мировой войны.
В результате формируется геополитическая структура мира, отличная от простой политической карты мира. Геополитическая структура мира - это основной объект исследования геополитики.
Геополитические модели общепланетарного уровня направлены на обоснование представлений о мировом порядке, т.е. о геополитической структуре мира, которая отражает баланс соотношений силовых полей.
С понятием геополитических полей тесно связаны другие понятия геополитики - геопространство (пространство Земли) и контроль над ними.
Первым толчком к формированию геопространства стало развитие мореплавания. Мореплавание впервые связало мир в единую систему, но при этом дало превосходство ведущим мировым державам над континентальными.
Следующая крупнейшая трансформация - первая промышленная революция: развитие сухопутных железнодорожных и автомобильных дорог; открытия и изобретения конца XIXв. (телефон, телеграф, радиосвязь); затем последовало развитие авиации. Появление ядерного оружия, межконтинентальных средств его доставки, возможное использование космоса в военных целях привели к потере былой геополитической уязвимости укрытых регионов.
На протяжении сорокалетней "холодной войны" (1949-1989 гг.) геополитическое пространство делилось в основных чертах по идеологическому принципу на три суперблока, перекрывающих локальные и региональные политические процессы. Западный блок боролся с коммунизмом, восточный - с империализмом, а Третий мир, пройдя деколонизацию и строя свои национальные государства, примыкал к одной из двух суперсил.
В результате распада СССР и социалистической системы США оказались в уникальном положении. США стали первой и единственной в мире действительно мировой державой.
Евразийство - это идейно-философское движение, возникшее в определенном слое русских эмигрантов в начале 20-х годов и существовавшее до начала Второй мировой войны.
Среди наиболее известных евразийцев географ П.П. Савицкий (1859-1968), филолог князь Н.С. Трубецкой (1890-1938), историк Г.В. Вернадский, богослов Г.В. Флоровский (1893-1979) и др.
Основной геополитический тезис евразийцев: Россия - исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией. Россия - это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир.
Это самодостаточный мир, именуемый Россия-Евразия, географические и политические границы которого исторически совпадали с границами Российской империи. Первопричина самодостаточности России-Евразии кроется в ее географическом положении и особенностях "месторазвития".
Отрыв России от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования. Огромные размеры территории и наличие природных богатств постоянно подталкивают Евразию к осознанию своей экономической самодостаточности, превращению ее в автономный "континент-океан".
Евразия в старом смысле слова, отмечают Евразийцы, подразделяется уже не на Европу и Азию, а на:
срединный континент, или собственно Евразию;
два периферических мира:
азиатский (Китай, Индия, Иран);
европейский, граничащий с Евразией примерно до линии: реки Неман - Западный Буг - Сан - устье Дуная.
Такое географическое положение России-Евразии способствовало
объединению и синтезу двух начал Старого Света - Востока и Запада.
Самобытность евразийской культуры состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что Россия оказалась хранительницей православия по восточному, греческому типу. Н. Трубецкой считал православие стержнем евразийской культуры. Русскую культуру отличает от других культур соборность, народность. Европа, по мнению евразийцев - это явный враг, бич человечества, главный источник кризиса, а Азия - родственник России.
Европа - враг потому, что ее общественное устройство базируется на индивидуализме и личных правах (т.е. эгоизме), а не соборности и братской любви. Евразийцы выступали против европейской парламентской демократии, выродившейся, предприятие по их мнению, в олигархию. Неприемлемы для евразийцев и формы европейской собственности. Все попытки европеизации России, особенно связанные с реформами Петра I, оценивались евразийцами негативно.
Что касается Азии, то представления о ней у евразийцев были скорее романтико-символическими, абстрактными, чем конкретными и объективными. Савицкий писал, что без "татарщины" не было бы России, что неверно вести отчет развития России от Киевской Руси, что якобы татарское нашествие прервало развитие последней. Подъем русского государства характеризуется восхождением Московского государства в качестве приемника и наследника Золотой Орды. Чингисхан, считали евразийцы, стоит у истоков грандиозной идеи единства и суверенитета Евразии.
Таким образом, в работах евразийцев явно проводится ключевой их тезис о том, что азиатский фактор играл более существенную роль, чем славянский, в формировании и государственности, и российской концепции культуры.
Атлантизм - понятие введено в научный оборот и обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его концепции, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западных и восточных берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями, что предопределяет сближение стран атлантического пространства при лидерстве США как самой сильной и динамичной из них. Основы "атлантической солидарности", заложенные в годы Второй мировой войны, укрепились после принятия США в 1947 году плана Маршалла, позволившего стабилизировать экономику Западной Европы, укрепить основы политической демократии.
Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 году в договоре о создании Организации Североатлантического договора (НАТО). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях "холодной войны" совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества, различное понимание приоритетов в противостоянии "международному коммунизму", согласовывать свою политику. С завершением "холодной войны", несмотря на исчезновение общего для стран НАТО противника, концепции и политика атлантизма получили свое дальнейшее развитие. Согласно доктрине С. Фукуямы о "конце истории", с распадом СССР и его системы союзов базовые ценности атлантизма восторжествовали в глобальном масштабе, что знаменует наступление эпохи их универсализации. По мнению С. Хантингтона, "Атлантической" цивилизации, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, еще могут бросить вызов другие цивилизованные общности (особенно исламская, китайская и др.). Ряд теоретиков, включая З. Бзежинского, не исключают и обострения противоречий между США и их западно-европейскими союзниками. Однако общая позиция политической мысли Запада состоит в том, что закрепление плодов победы в "холодной войне" требует активизации политики атлантизма. Шагами в этом направлении являются расширение Европейского союза и продвижение НАТО на восток, налаживание партнерства между Западом и государствами СНГ.
В послании президента США Б. Клинтона по стратегии США на предстоящие годы (февр. 1996) ставилась задача расширения сотрудничества стран Северной Америки и Западной Европы путем создания Североатлантической зоны свободной торговли, что должно стать новым стимулом в развитии политики атлантизма.
1. Большой справочник по географии. - М., "Олимп", 2000г.
2. В.П. Воронин, И.М. Подмолодина. Мировая экономика. - М., Юрайт-Издат, 2003г.
3. Политическая энциклопедия. - М., 2003.
4. Колосов В.А., Мироненко н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. - М., Логос, 1998.