РЕФЕРАТ
Политическая элита и политическое лидерство
1. Понятие «элита» и основные теории политических элит
Термин «элита» (от фр. elite — лучший, отборный) начиная с XVII в. стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., так стали называть высшие социальные группы общества. Однако этот термин не применялся широко в общественных науках до конца XIX — начала XX в.
Теория элиты (элитизм) — это совокупность социально-политических концепций, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои, правящее меньшинство, господствующее над остальным населением.
Политическая элита обычно трактуется как составляющая меньшинство общества самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
В античной философии элитарное мировоззрение наиболее полно было сформулировано Платоном. Он решительно выступал против допущения демоса (народа) к управлению государством, называл его «толпой», враждебной мудрости. Платон сопрягал добродетель, мужество и ум как высшие достоинства людей с принадлежностью к аристократии, которая знает, как управлять государством.
Впоследствии в то же русло вливались взгляды многих других мыслителей от Н. Макиавелли до Ф. Ницше и О. Шопенгауэра. Однако как целостная система взглядов элитизм состоялся в первой половине XX в. в работах В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.
Вильфредо Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство — элита. Главный тезис Парето заключается в том, что люди чрезвычайно отличаются друг от друга по своему уму, талантам, трудолюбию, честолюбию, духовному богатству. Совокупность индивидуумов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту. Она состоит из правящей элиты, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующей в управлении, и неправящей контрэлиты (это люди, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющие доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров). В своем известном труде «Подъем и падение элит» Парето писал: «История человечества — это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок».
По Парето, существуют два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип — «львы», для них характерен крайний консерватизм, грубые «силовые» методы правления. Второй тип — «лисы», мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов», напротив, неустойчивая система требует элиты «лис» — прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Общество, в котором преобладает элита «львов», застойно. Элита «лис» придает обществу динамизм. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты с преобладанием в ней «лис», которые со временем перерождаются во «львов», сторонников жесткого подавления и деспотизма.
Элиты имеют тенденцию к упадку, а контрэлиты — к производству потенциально элитарных элементов. Когда контрэлите удается с помощью масс вытеснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты или просто революцией». Парето приходит к выводу, что главным результатом революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой.
Гаэтано Моска (1858-1941), итальянский социолог, доказывает неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы: класс управляющих и класс управляемых. Правящий класс оправдывает свою власть, опираясь на некоторые универсальные моральные принципы. Моска анализирует проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и ее специфические качества.
Важнейшим критерием формирования правящего класса является способность к управлению другими людьми, т. е. организаторские способности, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Политическая элита постепенно меняется, существуют две тенденции в ее развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении правящего класса стать наследственным, если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции ведет к «закрытию и кристаллизации» элиты, ее вырождению. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев.
Роберт Михельс (1876-1936), немецкий ученый, внес крупный вклад в развитие теории политических элит. В его работах получил дальнейшее развитие организационный подход Моска. Власть элиты, по его мнению, зависит от ее организованности. Сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархии», суть которого состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к возникновению олигархии и формированию элиты, так как руководство организацией не может осуществляться всеми членами организации. Происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся прежде всего о сохранении своего привилегированного положения.
Концепции элит Парето, Моска и Михельса, принадлежащих к макиавеллистской школе, положили начало широким теоретическим и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Последние десятилетия развитие элитизма происходит в рамках ценностных теорий элиты, плюрализма, леволиберальных теорий элит и др.
Многообразные ценностные теории элит существенно различаются по степени их аристократизма, отношению к массам, демократии и т. д. Однако они имеют и ряд общих установок:
1) элита — наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями и показателями в наиболее важных для государства сферах деятельности;
2) господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения; масса же — это не мотор, а лишь колесо истории, проводник в жизнь решений, принимаемых элитами;
3) формирование элиты — это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей, поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизм такой селекции;
4) элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии (социальное равенство должно пониматься как равенство возможностей, а не результатов, социального статуса); поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей активности, то для демократии важно обеспечить им равные стартовые условия; на финиш же они придут в разное время, с разными результатами.
Некоторые сторонники теории элит делали попытки определить конкретные параметры элитарной группы, характеризующие последствия ее влияния на общество. Так, Н. Бердяев на основе анализа опыта различных государств и народов вывел коэффициент элиты как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Как только этот коэффициент опускался примерно до 1 %, империя прекращала свое существование, в обществе наблюдались застой и закостенение; сама же элита превращалась в касту. В России в 1913 г. коэффициент элиты был очень высок, приблизительно 6 %.
Некоторые демократические установки ценностных теорий элиты развивают и существенно обогащают концепции множественности, плюрализма элит. Они базируются на следующих постулатах:
1) Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. Существует множество элит. Влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры. Каждая из множества материнских, базисных групп — профессиональных, региональных, религиозных, демографических и др. — выделяет собственную элиту, которая выражает ее интересы, защищает ценности и в то же время активно воздействует на ее развитие;
2) Элиты находятся под контролем материнских групп. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т. д. — можно ограничить и вообще предотвратить действие открытого Р. Михельсом «железного закона олигархических тенденций» и удержать элиты под давлением масс;
3) Существует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в обществе. Она делает возможной подотчетность элит массам, предотвращает складывание единой господствующей элитной группы. Эта конкуренция развертывается на основе признания всеми ее участниками «демократических правил игры», требований закона;
4) В современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить взаимоприемлемые компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, они создаются для вполне определенных решений и могут заменяться для принятия других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание стабильных господствующих социально-политических позиций и устойчивого властвующего слоя.