Введение
Одной из основных целей государства, как любой социальной системы, является стремление к самосохранению и самовоспроизводству. С этой точки зрения политическая стабильность является одним из важнейших инструментов для достижения слаженной работы всех элементов политической системы общества, «ведь именно это состояние политических связей и отношений дает возможность властям не только воспроизводить свои лидирующие позиции, сохраняя должную легитимность и повышая управляемость социальными процессами, но также и обеспечивать положение дел, при котором рядовые граждане имеют возможность широко пользоваться позитивными последствиями государственного порядка, безопасного жизнепрепровождения».
Безопасность информации как фактор политической стабильности страны
В сущности, стабильность означает состояние системы, при котором достигается устойчивое и равновесное положение всех составляющих элементов структуры, позволяющее ей эффективно функционировать в условиях изменяющейся внешней среды, а также происходящих внутренних процессов. При этом факторы и механизм достижения данного состояния будут отличаться в различных политических системах, то есть зависеть от политического режима, социокультурных особенностей, формы правления, уровня политической культуры и т.п., в том числе и от исторического времени.
На данном этапе общественного развития (здесь мы имеем в виду, прежде всего, те страны, которые принято называть развитыми и развивающимися) с распространением информационных технологий, продолжающемся техническим прогрессом и ростом коммуникативных возможностей одним из важнейших факторов, влияющих на функционирование современного государства, стала информация. Фактически сегодня информация является одним из стратегических ресурсов, а воздействие на информационные потоки и контроль над их качественным наполнением (т.е. непосредственно их смысловым содержанием) может обеспечить возможности существенного влияния на акторов практически любого уровня политической системы, что может оказывать непосредственное воздействие на политическую стабильность государства.
Это означает, что в контексте современного развития страны для сохранения стабильности и качественного функционирования политической структуры необходим эффективный метод мониторинга, оценки и обработки, оценки, контроля и передачи циркулирующей информации, то есть создание такого инструмента, который бы мог обеспечить данной политической системе информационную безопасность. Под этим термином мы будем подразумевать состояние системы государства, при котором отсутствует или минимальна возможность негативного влияния на жизнедеятельность данной системы со стороны внутренних или внешних информационных потоков.
Фактически в этой работе нас интересует создание некоторой концептуальной модели, которая позволит наглядно представить взаимозависимость двух состояний политической системы (политической стабильности и информационной безопасности), а также выработать методологию, которая в перспективе позволит на прикладном уровне сформировать инструментарий по обеспечению информационной безопасности политической системы.
Сегодня изучение предложенной проблемы является актуальным, поскольку значимость информационного фактора в современном мире возрастает практически во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе в политической сфере и государственном управлении, что, несомненно, создает новые вызовы существующим политическим и социальным институтам, а значит, требует адекватных качественных изменений для сохранения стабильности и устойчивости функционирования основных общественных структур. Кроме того, эффективное использование информации сегодня становится одним из факторов выживания в конкурентной среде и защиты существующих ресурсов.
Принципы стратегии политической безопасности России
Переход России к инновационному пути социально-экономического развития в контексте текущей глобальной конкуренции и геополитической борьбы предъявляет особые требования к обеспечению безопасности страны и, в частности, к ее национальной стратегии. Императивы развития и внешние условия его реализации вступают в противоречие друг с другом, разрешение которого исследователям видится в отказе от прямых действий в отношении оппонентов и конкурентов России и переходу к такой линии поведения на международной арене, которая позволит нейтрализовать возможную агрессию против РФ и избежать ее вовлечения в военные конфликты любого масштаба. В этой связи в отечественной мысли были предложены такие варианты этой стратегии, как «нелобовые (непрямые) действия» (Э.Г. Кочетов) и «отход» (А.П. Девятов). Суть обоих замыслов заключается в использовании «стратегической паузы» и принятии существующих правил игры в мировой экономической и политической системах, отказе от конфронтации с другими центрами силы, решении международных противоречий экономическими методами. В одном случае это могут быть геоэкономические модели связывания потенциального противника системой реализации экономических проектов (товар-программ) и формирование на данной основе интернационализированных воспроизводственных ядер – самоподдерживающихся в финансовом плане международных экономических «цепочек» и стратегия «нависания» над ними. В другом – игнорирование противостояния сверхдержавы и претендентов на мировое лидерство с затягиваем в страну передовых технологий добычи и переработки сырья, заманиванием международной технической помощи, уклонением от растраты сил на борьбу, сохранением ресурсного потенциала России. Соглашаясь с многими из приведенных положений, отметим, что наряду с этими нейтрализующими военные угрозы и «закрывающими» «окна» внешней уязвимости мерами необходимо определить и набор действий по обеспечению внутренней безопасности. К их числу следует отнести противодействие экстремизму, международной и внутренней террористической деятельности, дезорганизации сетей оппозиционных неправительственных организаций.
Обобщая систему мер стратегии непрямого противодействия угрозам безопасности России, отметим, что основными задачами, которые предполагается решить, являются обеспечение внутренней стабильности и целостности, военный нейтралитет и парирование внешней агрессии против нашей страны. Принципами стратегии служат: минимизация направлений противоборства с оппонентами и конкурентами путем создания асимметричных угроз; превентивная нейтрализация рисков безопасности страны до их перерастания в угрозы и опасности; активное задействование невоенных и непрямых действий; достижение широкого консенсуса политических групп, этнических, конфессиональных общин в стране относительно проводимого курса национальной модернизации; использование прямых действий в нейтрализации внутренних угроз; адекватное применение тактики доминирования и балансирования при нейтрализации сепаратизма и радикальной оппозиции.
Политика договора о коллективной безопасности
В современном мире все более возрастает роль международных организаций в сфере коллективной безопасности, все более актуальными становятся проблемы защиты интересов граждан и мирных жителей стран постсоветского пространства, которые требуют многостороннего, структурного подхода для их решения. В постперестроечный период, после окончания «Холодной войны» и конфронтации США-СССР, на постсоветском пространстве образовался «вакуум», который на протяжении почти двух десятилетий пытались заполнить различные военно-политические организации. В условиях развития мирового финансового кризиса, активного действия террористических организаций особую роль играют межгосударственные связи, но еще большую роль играют взаимодействие и сотрудничество международных организаций – таких, как ОДКБ, ЕврАзЭС, НАТО и др.
Развивающаяся система ОДКБ позволяет России и другим государствам в данном регионе совместно координировать собственные силы и организованно решать существующие проблемы. В Центрально-Азиатском регионе и на Ближнем Востоке приобретает все более высокую значимость ОДКБ, с которой все активней сотрудничают международные организации, заинтересованные в обеспечении особо важных для Центрально-Азиатского региона энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и иных стратегически важных объектов, воздушного пространства и транспортных систем, в ликвидации и предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Недавно представители ОДКБ и ЕврАзЭС (26.02.09) обсудили перечень возможных направлений сотрудничества и полноценного взаимодействия в различных областях Центрально-Азиатского и Ближневосточного региона. В данном документе обговариваются вопросы защиты экономических, политических и других интересов государств, входящих в организации, где особое внимание обращают на вопросы военно-экономического сотрудничества государств, входящих в организации, на сферу межпарламентского сотрудничества, на координацию деятельности по постконфликтному обустройству Афганистана.
Представители государств-членов ОДКБ формируют новые структуры ОДКБ. Создание нового объединения стран СНГ в рамках ОДКБ, а именно Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которое в обозримом будущем имеет все шансы превратиться в мощный военно-политический блок, является одним из примеров такого направления. Коллективные силы оперативного реагирования – это союз государств-единомышленников, эффективные связи между которыми налаживались и развивались на протяжении нескольких веков. Данный проект при его успешном исполнении фактически означает создание очень сильного по оснащенности и военно-технической подготовке, многофункционального блока, который смог бы адекватно реагировать на любые военно-политические вызовы. Основными обязанностями КСОР, по сути, являются противодействие, прежде всего, военным, политическим и иным видам вторжения во внутри- и внешнеполитические процессы, не соответствующим нормам международного права. Так одними из первоочередных задач перед данной организацией стоят проблемы возможного противодействия пограничным и военным конфликтам, пресечение деятельности экстремистских и террористических группировок, особо опасных криминальных структур, контрабандистов и иных видов организованной преступности. Предполагается, что данная организация будет обладать силами, которые по мощи, качеству и потенциалу сопоставимы с организованными силами иных военно-политических блоков.