В научной литературе различают, как правило, два уровня существования П. и. как явления - личностный и общественный (реализующийся через группу, коллектив, партию, страт, ситус, класс и другие социально-политические общности), которые в свою очередь имеют деятельную или ценностно-установочную сторону проявления. Классификация П. и. может быть произведена по разным основаниям: а) по сферам проявления: в мышлении, в политической деятельности, отношениях, процессах; б) по характеру: П. и., связанная с неприятием темпов преобразования, с аполитичностью или политической пассивностью тех или иных социальных слоев или групп населения, с «противлением» существу преобразований вследствие неопределенности собственной позиции или отсутствия ясности в последствиях или конечных результатах; П. и., связанная с попытками примирения характера производимых преобразований с культурой, традициями, обычаями, менталитетом той или иной общности и т. п.; в) по субъекту и носителю: П. и. лидера, правящей элиты, класса, партии, религиозной общины, широких масс населения и т. д. (в отдельных случаях субъектом П. и. могут выступать также и политические процессы, различные явления политической жизни); г) по объекту или направленности воздействия: П. и. по отношению к политическим преобразованиям, инициативам, новым формам политических отношений, изменению расстановки политических сил и т. п.
В зависимости от особенностей политического процесса П. и. может проявляться в различных формах: консерватизма, стремления несмотря ни на что уберечь старое от преобразований, формальности производимых реформ, поддержки бюрократизма, зажима критики, видимости активности, новаторства, следования принципам «маленького человека» («не высовываться», «поживем - увидим»), бойкота и даже саботажа преобразований и т. д.
Общепринятыми путями преодоления П. и. являются: демократизация общественно-политической жизни, развитие либеральных ценностей и политического плюрализма, всесторонний анализ социально-политических инициатив, расширение информированности населения о характере, формах и перспективах предстоящих изменений, повышение политической культуры общества и т. п.
Исследование реальных проявлений П. и. является важным атрибутом прикладного использования концепции политического участия, так как позволяет произвести диагностику различных форм и видов инерционных процессов, выявить причины их появления и механизмы существования, определить пути их нейтрализации или погашения, что чрезвычайно важно для проведения взвешенной, конструктивной политики в любой сфере жизни общества.
Политическая культура - уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, политических организаций, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе. П. к. связана с интересами классов, социальных слоев и групп. Выражением П. к. гражданского общества служат его институты (государство, демократия, конституция, право и др.), которые наследуют все лучшее из демократических завоеваний цивилизации, постоянно развиваются и. совершенствуются. Эти институты выполняют ряд важных социальных функций: воспитательную - повышение политической информативности и компетентности граждан; регулятивную - обеспечение воздействия граждан на политический процесс и включение их в него; защитительную - охрана политических ценностей демократического общества, отвечающих требованиям прогресса.
Политическая программа (от греч. programme - объявление, предписание) - 1) основные цели и задачи в политической области, которые предстоит достичь в планируемом периоде, основные средства и пути их осуществления; 2) система мероприятий, направленных на реализацию конкретных политических интересов. Политическая программа определяет этапы решения связанных с этим задач, конкретные средства и пути их осуществления, показатели требуемых результатов деятельности.
Политическая система общества - совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется власть. В цивилизованном обществе помимо государства (законодательная, исполнительная и судебная власть) широко действуют политические партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, общественные движения, кооперация, молодежные организации и творческие союзы, которые действуют на основе своих уставов и принимают участие в управлении делами общества в соответствии с законом с учетом политических традиций и норм. П. с. о. - это механизм власти. Экономической основой выступает многообразие форм собственности, социальной - народ страны, состоящий из классов, социальных групп, наций и народностей государства. В духовной области П. с. о. базируется на общечеловеческих ценностях, во многом зависит от политической культуры народа, его законоисполнения, распространенности и восприятия норм морали.
Политическая социализация - процесс приобщения части участников политических отношений, широких масс населения к нормам и ценностям, идеалам, определяющим условия существования и нормального функционирования существующего политического режима.
Целью и результатом П. с., как правило, всегда становится достижение легитимации существующей или приходящей к руководству власти.
Политические институты (от лат. institution - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной политической деятельности людей. Наиболее фундаментальные П. и. - государство, партии, общественные организации, армия, суд, наука и т. д. П. и. выражают существующие в конкретном обществе политические интересы и отношения. Их совокупность и развитость, определяют политическую систему общества, степень демократизации общественной жизни. Рассогласованность действий П. и., неспособность наладить функционирование политических связей - признак кризисной ситуации в политической сфере жизнедеятельности общества. Ее преодоление предполагает изменения в функционировании П. и., либо преобразования способов и механизмов их деятельности.
Политический плюрализм - принцип (состояние) организации и функционирования политической системы, подразумевающий закрепленное правовыми актами и обеспеченное механизмами реализации наличие в обществе многообразных, относительно автономных социально-политических структур (движений, институтов, интересов, отношений), влияющих на политику, но не имеющих монополии на власть.
Как явление в жизни каждого конкретного общества П. п. формируется с признанием естественности разнообразия возможных путей и форм развития общества, а также необходимости цивилизованных способов преодоления противоречий между силами, участвующими в этом процессе. Среди условий существования П. п. выделяются: правовое закрепление состояния и механизмов П. п.; действие различных политических сил и движений в рамках конституции и общественного выбора; развитое состояние дифференциации социальных интересов различных слоев и групп общества; наличие механизмов, сдерживающих централизацию и концентрацию государственного управления; наличие органичной связи деятельности различных политических сил с национальными и культурными традициями, народа и др. Реализуясь главным образом в сфере политических отношений, П. п. имеет и свои принципы: равенство на осуществление противоречивых возможностей развития до их общественной экспертизы; естественность, состязательность и конкуренцию противоборствующих сил и движений; автономность и самостоятельность субъектов политических отношений; культурное, корректное и ненасильственное разрешение конфликтов и преодоление противоречий; отказ от любых форм политического насилия и диктатуры; решение наиболее важных вопросов на основе политического консенсуса; готовность к компромиссам и наличие терпимости к инакомыслию.
В каждом конкретном обществе П. п. реализуется в зависимости от его особенностей, выражающихся: в степени огосударствления общественной жизни и дифференциации интересов в нем различных групп и слоев трудящихся; развитости демократического опыта и политической культуры; профессионализме политического управления государством и организациями вновь вовлекаемыми в этот процесс людьми; степени открытости общества мировому опыту, демократическим ценностям других государств, уровню идеологизации всех сфер его жизни и деятельности.
Антипод П. п. - политический монополизм, развивающийся в системах авторитарного и тоталитарного плана.
Политический процесс - последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, изменяющихся в пространственно-временном континууме.
Являясь по своей природе сложным социально-политическим явлением, П. п. строго детерминирован социально-экономическими, культурными, общественно-психологическими, идеологическими особенностями участников конкретных политических отношений, которые, в свою очередь, выступают субъектами этих процессов. Объектом П. п. могут становиться: характер межгосударственных отношений, государственное управление, партийная стратегия и тактика, вопросы политического участия объединений и граждан в политических отношениях, политическое лидерство, изменение соотношения политических сил, выборы и т. п. явления политической жизни. В зависимости от динамики и сфер протекания П. п. делятся: а) на вертикальные, связанные с реализацией властных отношений и основанные на деятельности по достижению и удержанию политического господства, и горизонтальные, имеющие в виду достижения политического консенсуса на базе «согласования» взаимодополняющих позиций или «культурного торга» в принципе равноправных политических сил; б) конфликтные, связанные с активным взаимопротиводействием субъектов П. п., и бесконфликтные, основанные на наличии консенсуса как достигнутого факта в отношениях (либо в результате полной легитимации деятельности участвующих в П. п. сил либо в результате отчуждения противостоящих руководству политических сил от активного участия в П. п.; в) внутриполитические и внешнеполитические, связанные главным образом с рассмотрением одного или нескольких государств как главных субъектов П. п. и т. д.