П. п. и. с. считается наиболее демократичной формой определения результатов голосования, так как позволяет в максимальной степени учесть расстановку политических сил в стране.
Противоречия - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций политической жизни, ее элементов, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, выступая источником политического развития.
Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и не основные противоречия.
Публичная власть - открытая, гласная форма власти. К ней относится государственная, общественная, политическая, экономическая, военная, административная и другие виды власти. Главными средствами осуществления П. в. (способности и возможности влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов) являются политика, административные акты, правовые нормы, авторитет и традиции.
Путч - авантюристическая попытка совершения государственного переворота небольшой группой заговорщиков без достаточных к тому оснований в надежде на слабость существующей власти, а также поддержку их действий широкими массами или их безразличное отношение к смене режима.
Равенство (сходство, подобие) - понятие, означающее одинаковое положение людей в обществе, имеющее, однако, различное содержание в разные исторические эпохи.
Р. социального положения общественных групп означает, что общество считает равными их права и одинаково необходимым их вклад в общественное развитие.
Социальное и политическое Р. индивидов связано обычно с обладанием ими равными возможностями самоутверждения и ответственности перед законом. Р. составляет конститутивный признак справедливости (равный подход). Важнейшей общественной функцией Р. является сравнение социального и политического статуса отдельных индивидов и групп. Критический потенциал понятия равенства обусловливает его активную (часто революционную) роль в историческом процессе.
Радикализм (от позднелат. radicalis - коренной) - политические идеи и действия, направленные па решительное изменение основных (коренных) общественных институтов или политической системы. Р. - соотносительный термин, обозначающий разрыв с признанной традицией, впервые употреблен у противников Билля об избирательной реформе 1832 г. в Великобритании. Определение «радикальный» входит в название ряда буржуазных партий. Для современного радикализма (экстремизма) характерны выбор, отстаивание и применение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств, чаще всего не соответствующих поставленным целям.
Общим социально-психологическим источником как теоретического, так и политического радикализма является стихия, особенно в кризисные переходные исторические периоды, когда возникают угроза существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих ее слоев и групп. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создает благоприятную среду для возникновения ультраправых и ультралевых идей, сопровождающихся соответствующими действиями. Носителями идей радикализма являются чаще всего деклассированные люмпен-интеллигентские элементы. В современной политической жизни России Р. получил определенное распространение, реализовавшись в программах некоторых политических партий.
Развитие политическое - необратимое, направленное, закономерное изменение политической жизни. В результате Р. п. возникает новое качественное или количественное состояние элементов политической жизни. Общей теорией политического развития выступает материалистическая диалектика, ее законы, принципы и категории. Р. п. есть результат диалектического взаимодействия многих процессов, в которых решающая роль принадлежит деятельности народных масс.
Рациональность политических решений - характеристика политических решений, определяемая следующими критериями: степенью их соответствия политическим интересам больших социальных групп и организаций; соответствием общепринятой системе политических ценностей; использованием достижений науки, экономичностью действий; общественным принятием данного решения; способствованием формированию установки на политическую деятельность.
Реакция (от лат. re... - приставка, обозначающая здесь обратное действие, и actio - действие) - активное сопротивление социальному прогрессу в целях сохранения и укрепления отживающих порядков. Р. проявляется в борьбе против революционного, демократического и освободительного движения, в подавлении политических прав и свобод, преследовании прогрессивных общественных деятелей и организаций, массовом терроре и насилии, в расовой и национальной дискриминации, в агрессивной внешней политике. Крайняя форма реакции - фашизм.
Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества. Как одна из двух форм общественного развития Р. противоположна эволюции, означающей, постепенные, медленные изменения общественной жизни. Как метод исторической деятельности Р. отличается от реформы социальной, преследующей цель частичных изменений в рамках данного строя. Р. происходят как в обществе, так и в отдельных сферах человеческой деятельности (науке, военном деле, технике и т. д.).
Революция политическая - не влекущее смены устоев общества резкое, скачкообразное изменение в его жизнедеятельности, вызванное низвержением старой, отжившей себя власти и установленных ею принципов политического руководства в пользу новой власти, отстаивающей интересы практически того же господствующего класса (слоя).
Как и социальная революция, являясь не необходимым, а лишь возможным вариантом общественного развития и связанная всегда с кризисом в большинстве сфер жизни общества, Р. п. имеет ряд существенных отличий от социальной революции. Так, ее источником выступают уже противоречия между старыми, окостеневшими формами и принципами управления обществом и динамично меняющимися вследствие развития условиями его жизнедеятельности, что ставит под угрозу господствующее положение правящего класса (элиты) всякий раз, когда поправки или корректировки сложившейся системы руководства (несмотря на меняющуюся обстановку) оказываются недопустимыми. В ходе такой революции власть никогда не переходит в руки другого класса, «низы в ней борются, а верхи пользуются» (В. И. Ленин). «Освобождение» в результате Р. п. получает лишь та часть общества, которая так или иначе приравнивается ко вновь приходящему к власти меньшинству (имеет одинаковые с ним доступ к материальным или духовным ценностям общества, положение, деньги, знания) и готова принять новые правила управления обществом.
В зависимости от соотношения политических сил в стране, политической культуры общества, его социального опыта и традиций, используемых методов для достижения своих целей Р. п. может перерастать, в социальную революцию или жестко прерываться контрреволюциями, которые по сути всегда являются реакциями государства и его структур против общества. Поэтому изучение хода и исхода Р. п., ее источников и главных движущих сил способно помочь расширению представлений о некоторых закономерностях общественно-политического процесса, его целях и задачах, возможных, вариантах развития событий.
Революции социальной концепции (от лат. revolutio - поворот, переворот) - коренной, резкий переворот в жизни общества, вызванный низвержением отжившего и утверждением нового, прогрессивного общественно-политического строя. Р. с. к. - учение, восходящее к идее формационного развития общества, и раскрывающее механизм разрешения противоречий между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями вместе с закрепляющими эти отношения политическими институтами.
Согласно концепции, социальная революция становится возможной при наличии в стране ряда объективных условии: революционной ситуации и в достаточной степени развитого субъективного фактора (организованных и подготовленных революционных сил и партий, лидеров, способных повести за собой массы), что соответственно дает ответ на вопросы о том, может ли данная революция привести к разрушению старого и формированию нового общества, возможна ли она вообще и, если будет, то какой по своему характеру и особенностям.
Известная идеологическая направленность изучения феноменов Р. с.; противоречивость (согласно президентам) получаемых в ходе ее результатов, не всегда отвечающих начертанным на знаменах Р. с. лозунгам; сопровождающее революцию насилие в значительной мере охладили интерес ученых и политиков к этому явлению в последние годы, сделали проблематичным адекватное отражение вопросов жизнедеятельности современного общества на его переломных этапах через Р. с. к., привели к формальному неприятию большинством политических сил и движений идей Р. с. и мер по ее ускорению. Вместе с тем, ясно указывая на возможность подобных явлений, история общественного развития все же заставляет непредвзято мыслящих теоретиков изучать истоки, характер, движущие силы и особенности Р. с.
Реидеологизация - концепция,обосновывающая необходимость и активную роль идеологии в жизни и деятельности общества.
Концепция Р. приходит на смену концепциям деидеологизации в связи с очевидной невозможностью исходить только из положений науки и техники при строительстве нормальных взаимоотношений между различными государствами, социальными группами и политическими течениями. По мнению теоретиков Р., отчетливо просматривающийся рост активности политических партий и движений, усиление влияния новых социальных идей, так называемый «взрыв идеологий» поставили задачу выработки всеохватывающей «глобальной идеологии» или возрождения утраченных ценностей и идеалов, что могло бы дать цивилизации новый импульс в ее развитии, усилить ее жизнеспособность. Эту задачу не может выполнить ни одна наука, но ее решение необходимо, так как без учета всего многообразия реальных идеологий, без выработки единой консолидирующей идеи не может быть достигнуто никакого реального движения вперед по пути общественного прогресса.