Появление концепций Р. связывается с трудами таких ученых, как Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилзи, и относится к 70-м годам XX в.
Республика (от лат. respublica - общественное дело, государство) - 1) форма государственного правления, при которой все высшие органы государственном власти либо избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами; 2) государство с такой формой правления.
Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) -всенародное голосование, (опрос) по какому-либо важному вопросу жизни государства и общества.
Реформа (от лат. reformo - преобразовывать) – преобразование, изменение, переустройство в обществе (в общественных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо для сохранения основ данного строя либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае Р. выступает предохранительной реакцией господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором - борьба за глубокие реформы может быть особой формой революционных процессов. Наиболее сложный вопрос, возникающий в связи с правильным пониманием сущности и возможности Р., - ее соотношение с революцией. В решении этой проблемы существуют две метафизические крайности: реформистское отрицание революции на основе абсолютизации роли Р. и левацкое отрицание Р., якобы отвлекающих от революции как единственного способа решения коренных социальных проблем. Было бы ошибкой противопоставлять Р. (тем более совокупность глубоких преобразований) революции. Соотношение между ними требует конкретно-исторического анализа. Глобальные проблемы современности диктуют необходимость отказа от насильственных форм решения острых социальных коллизий, требуют новых средств для осуществления назревших преобразований.
Самоопределение - 1) осознание и определение субъектом своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.
Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъекта (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней свободе, для такой деятельности.
С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможностей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудовых отношений, обмена результатами деятельности), политическую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиозную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.
С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, общественных отношений и культуры. Ее основной критерий - степень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.
Свободы от оценочных суждений принцип - требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достойных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, который исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве практических императивов (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.
Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) отсутствие в социологии примеров его последовательного проведения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.
Сепаратизм (от лат. separatus - отделенный) - основанное на узких интересах стремящихся к власти определенных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятельных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо признаку.
Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы добиться раскола и путем отделения установить свое монопольное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.
Для ослабления того или иного государства С. целенаправленно может инспирироваться и подогреваться извне. В этом случае его поддержка нередко провоцирует долгие и кровопролитные гражданские войны, что в конечном итоге ослабляет нацию, делает ее более зависимом от любого внешнего воздействия, разрушает ее единство.
С. отличается от движения за национальное самоопределение угнетенных народов, когда создание суверенного национального государства отвечает действительным интересам всего народа, а не некоторой его части, когда национальные проблемы усугубляются гнетом народа-поработителя и реальный путь уменьшения страданий - освобождение от внешнего гнета.
Сила политическая - взаимодействие сторон политического отношения, выражающееся в способности одной влиять на деятельность другой, преодолевать ее действие или изменять ее меру. Сторонами политической силы как отношения выступают субъекты политики, наделенные сознанием и волей, имеющие специфические политические средства, с которыми они вступают во взаимодействие. Политическая сила является существенной особенностью политической власти. Подчинение объекта осуществляется субъектом власти путем воздействия на систему регуляторов его деятельности, в качестве которых может выступать воля, сознание и поведение. Их изменение обеспечивает субъекту и соответствующие изменения деятельности объекта.
Ситуация политическая (от франц. situation - ситуация) - совокупность политических обстоятельств, положение, обстановка. Определяется конкретным взаимодействием элементов политических отношений. Различают международную и внутригосударственную ситуации, революционную и контрреволюционную, благоприятную и неблагоприятную и др.
Ситус - термин, характеризующий общность положения индивидов по роду их профессиональной деятельности и общности интересов вне зависимости от их социального положения и сословной принадлежности. Используется в концепции «постиндустриального общества» Д. Белла для обозначения объединения людей в социальной структуре общества по вертикальной оси (наряду с объединением по горизонтали по имущественному признаку - статусом).
По мнению Д. Белла, в индустриальном обществе практически перестает действовать и постепенно разрушается сословное единство и сознание индивидов. На смену ему приходит целостность интересов и политических целей групп людей, объединенных совместной деятельностью и профессиональной принадлежностью, что, в конечном счете, и определяет политику в обществе. Ситусы, а не страты, по Беллу, становятся основными политическими единицами развитого постиндустриального общества.
Содружество Независимых Государств (СНГ) - международное объединение независимых государств, провозглашенное 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларацией, подписанной главами государств - Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
Учредители СНГ стремятся построить демократические правовые государства, которые будут развиваться на основе взаимного признания и уважения суверенитета и равенства, права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, любых методов давления, мирного урегулирования споров, уважения, прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестно выполнять обязательства и нормы международного права, уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ. Государства будут укреплять отношения дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, служить сохранению мира и межнационального согласия.
Взаимодействие будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Их деятельность определяется соглашениями, но это не является ни государством, ни надгосударственным образованием («Совет глав государств», «Совет глав правительств», а также объединенное командование военно-стратегического пространства и др.).