Смекни!
smekni.com

Политология - Краткий тематический справочник (стр. 19 из 21)

В западной социологии политики существуют два направ­ления: эмпирическое (Т. Парсонс, С. Липсет) и теоретическое (М. Дюверже и др.), призванное дать общую теорию полити­ческой власти, управления во всех социальных системах. В ней; основное внимание уделяется стабильности политической си­стемы, анализу структур политической власти.

Союз - понятие, имеющее несколько значений: 1) тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц; 2) объедине­ние, соглашение для каких-либо совместных целей; 3) госу­дарственное образование с единой верховной властью, состоя­щее из нескольких объединившихся государств; 4) обществен­ное объединение, организация (творческие союзы и т. д.).

Справедливость - понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия роли различных индивидов в жизни общества их социальному положению, их прав - обязанностям, деяний - воздаянию, труда - возна­граждению, преступления - наказанию, заслуг людей - их общественному признанию. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость.

В первобытном обществе понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя про­стым следованием общепринятому порядку. Более сложное понимание С. возникает в период выделения отдельных инди­видов из рода. Оно означало главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности С. начинают отличать от ра­венства, включая в нее и различие в положении людей сооб­разно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом он считал воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорцио­нальности. Такое разграничение С. равенства и пропорциональности сохранялось во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру сущест­вующих классовых отношений, в массовом сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуа­тации и неравенства, а также национального угнетения.

Справедливость социальная - обобщенная нравственная оценка общественных отношений; один из основных общече­ловеческих социальных идеалов, конкретное содержание кото­рого менялось на протяжении истории и отличалось в различ­ных социальных системах.

Реализация принципа социальной справедливости озна­чает, что в обществе осуществляется справедливое распреде­ление деятельности (труда); социальных благ (прав, возмож­ностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпо­сылки справедливого распределения труда - конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального за­крепления тяжелых, вредных, неквалифицированных, мало­квалифицированных, нетворческих, исполнительных его видов за теми или иными социально-демографическими, террито­риальными или национальными группами, равенство возмож­ностей в социально-профессиональном перемещении, в образо­вании и профессиональном обучении, последовательное осу­ществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение минимального социально гарантированного уров­ня и качества жизни.

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного досту­па к достижениям культуры, развития гласности.

В западной социологии принцип социальной справедли­вости истолковывается как оценка отношения общества к ин­дивиду, но не состояние общества в целом, характер общест­венных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, со­циально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).

Средства политические - совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами полити­ческими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.

Стабильность политическая (от лат. stabilis - устойчи­вость) - устойчивое состояние политической системы, позво­ляющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабиль­ность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являют­ся политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными груп­пами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедли­вое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.

Внешними проявлениями нарушения политической стабиль­ности выступают либо снижение динамизма политической си­стемы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.

Нарушение С. п. может быть количественным и качествен­ным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.

Стагнация (от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления ре­гресса, характеризующаяся застоем в экономике, производ­стве, политике, торговле, культуре и других сферах челове­ческой, жизнедеятельности.

Статус (от лат. status - состояние, положение) - соотно­сительное положение индивида или группы в социальной си­стеме, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «пред­писанный» или «достигаемый» статус.

Понятие С. применяется также в качестве соотноситель­ного с понятием роли социальной: статус обозначает совокуп­ность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.

Стратификации концепции (от лат. stratum - слой) - си­стема представлений о социально-политической структуре общества, состоящей как из классов, так и из определенных слоев (страт), идентифицируемых, как правило, на основе социально-экономических критериев (уровень дохода, характер профессии и квалификация, уровень образования и т. д.) входящих в него личностей.

В зависимости от «качества» личности (обладания инди­видом определенными характеристиками типа компетентности или исполнительности), его профессиональных навыков и уме­ний, т. е. способности качественно исполнять свою работу по сравнению с другими, людьми, а также в зависимости от обла­дания личностью материальными ценностями, талантом, достаточным культурным уровнем и кругозором, по мнению теоретиков С. к., люди объективно делятся на вполне опре­деленные социальные группы, которые, осознавая самих себя, начинают выступать самостоятельной социально-политиче­ской силой.

В связи с таким подходом к рассмотрению социально-политической структуры общества С. к. одновременно высту­пает также и системой признаков социального расслоения, неравенства, которое объективно диктуется, с одной стороны, разделением труда и социальной дифференциацией различных социокультурных групп, а с другой - системой существующих во всяком обществе мер, поддерживающих это расслоение для обеспечения нормального функционирования сложной, иерархически развитой социально-экономической и политиче­ской системы.

Введение М. Вебером в научный оборот концепции со­циальной стратификации и дальнейшая ее разработка в тру­дах Т. Парсонса, Э. Тилза, Б. Барбера, С. Айзенштадта позволили более детально рассмотреть некоторые процессы и явления современной общественно-политической жизни. Вместе с тем чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий С. к., игнорирование в них классового характера политической власти, отсутствие анализа конфликтов между основными классами и слоями общества в их борьбе за власть и материальные ценности, описательный характер проводи­мых на основе С. к. исследований в некоторой степени сни­жают их научную и прикладную ценность.

Сублимация (от лат. sublimare - возвышать, возносить) - в политике процесс переориентации, переключения энергии, направленности деятельности тех или иных политических ли­деров с удовлетворения посредством высокой политической активности собственных узкокорыстных интересов, вызванных стремлением улучшить свое благосостояние, материальное или общественное положение, на нравственно возвышенную, свя­занную только с интересами общества или группы альтруистскую по своему характеру деятельность, не дающую никаких личных выгод и сопряженную с самоограничением или даже самопожертвованием.

Субъекты политики - носители политической деятельности, которыми выступают политические лидеры, большие социальные группы, партии, государства и массовые демокра­тические движения. Их деятельность имеет различные уровни и формы и направлена на изменение, развитие или сохранение существующей политической системы, сложившихся полити­ческих реалий. Успех в политической деятельности С. п. зави­сит от их политической активности, инициативы и творчества, политической культуры и зрелости, решительности и воли, организованности и дисциплины, а также степени соответст­вия их действий объективным тенденциям и потребностям развития политической сферы общества.