По масштабам кризисы могут быть локальными и глобальными. Локальные кризисы охватывают лишь отдельные стороны жизни общества, отдельных социальных групп. Глобальные кризисы связаны со многими сторонами жизни общества, его глобальными проблемами, которые представляют собой не что иное, как ряд кризисов.
Легальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также общепринятых нормах.
Легитимность (от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представлениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.
Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.
Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действительности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки поведения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляется наличием специального государственного аппарата, исполняющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.
Достижение Л. социально-политического порядка, как правило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.
Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - образ мышления, установка индивида, а также деятельность различных социально-политических движений, направленная на максимальное освобождение личности от принуждения и насилия во всех его формах. Как понятие возник в начале XIX в. Основные идеи разработаны А. Смитом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, позже Р. Далем, Г. Моргентау, Ф. Хайеком и др.
Философской основой Л. является идея полной свободы личности. В экономической сфере Л. исходит из принципа невмешательства в деятельность индивидов и основывается на понятиях частного предпринимательства, свободной инициативы и конкуренции, рынка, разделения труда, невозможности централизованного управления экономикой. В мировоззренческом плане Л. основан на индивидуализме, толерантности, гуманизме, космополитизме, непреходящей ценности личности, свободы от предрассудков. В политической области - на признании прав человека, идеях правового государства, парламентаризма, реформизма, «гражданского мира».
Развитие Л. в настоящее время привело к появлению неолиберализма как доктрины, сохраняющей все прежние постулаты, но пересматривающей роль государства как силы независимой от индивида и от общества и поэтому способной их защитить друг от друга, что создаст благоприятные условия для реализации идей Л. В пользу разумного эгалитаризма пересматривается также и соотношение идей равенства исвободы.
Сегодня наблюдается некоторый спад интереса к проблемам Л. Это вызвано, с одной стороны, тем, что на политическом уровне его цели во многих странах Запада уже реализованы, и он исчезает как организованная политическая сила, хотя и продолжает существовать на уровне мировоззренческой установки, с другой - его чрезмерно индивидуалистическим характером.
Лидерство (от англ. lеаder- ведущий, руководитель) - способность той или иной личности дать наиболее полное и точное определение политической ситуации с точки зрения своей позиции или своего предполагаемого действия как ведущего. Потребность в лидерстве возникает в тех случаях, когда обстоятельства приобретают значимость для групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное, поникающее на основе личных взаимоотношений. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства, связанные с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее воздействие, и демократическое Л., облекающее членов группы в управление ее деятельностью.
Мажоритарная избирательная система - система выборов впредставительные органы государственной власти, основанная на получении полномочных мандатов в зависимости от достигнутого большинства голосов в избирательном округе.
В соответствии с принятым порядком определения результатов голосования избранными при М. и. с. считается кандидат (или список кандидатов от партии), получивший более 50% голосов избирателей (в странах с М. и. с. абсолютного большинства) или просто большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (в странах с М. и. с. относительного большинства).
Применение М. и. с. не позволяет обеспечить представительство в органах власти всего разнообразия политических сил и течений государства, так как голоса, отданные за партии и движения, не получившие необходимого большинства, практически никак не учитываются. Как следствие крупные партии в условиях применения М. и. с. всегда получают преимущества, что искажает реальное соотношение политических сил в стране. Эти недостатки преодолеваются избирательной системой пропорционального представительства.
Маргинальность (маржинальность) (от лат. margo - край) -социально-политическая категория, обозначающая промежуточность, «пограничность» положения человека междукакими-либо социальными, группами, возникающая вследствие утраты им связи с органично присущей ему социокультурной средой. Маргинализация происходит в виде свободного выбора индивидом линии поведения, основанной: 1) на не приятии им общепринятых стандартов и господствующих норм общественной жизни (добровольная маргинализация - эскапизм); 2) стремлении уйти от действительности. Маргинализация может происходить и в виде отторжения обществом социальной общностью кого-либо из своих членов в связи с падением его жизненного уровня (бедность), впитывания им ценностей другой (не обязательно конфликтующей) социокультурной системы, выхода индивидом (или насильственным вытеснением его) за пределы законности. Маргинализация может проходить как на основе реального, так и вымышленного конфликта с генетически присущей личности социальной средой.
В настоящее время в состоянии М. находится весьма значительная и подчас активная часть человеческого общества этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей научной и художественной интеллигенции; неформалы. В зависимости от обстоятельств маргинальная личность может занимать различную позицию в обществе: от изгоя до лидера различного рода социально-политических движений. В основе этого лежит ряд характерных для маргинальной личности черт, а именно: девиация, эгоцентричность, чрезмерная чувствительность, невроз, пассивность или необузданная агрессивность, деморализация и т. п.
Современные проблемы М. связаны, прежде всего, с идеями отказа от стремления ассимиляции маргинальных социокультурных групп господствующими социальными общностями создания, сообществ на принципах единства через многообразие его составляющих. В то же время в число первоочередных стали выдвигаться и задачи создания прочной законодательно-правовой системы защиты общества от маргинальных структур человеконенавистнического, тоталитарного плана, основанных на идеях подавления личности и социального насилия.
Массовое сознание - тип общественного сознания, выделяемый в его составе наряду с общечеловеческим и групповым сознанием и связанный с деятельностью особого рода социальных общностей - масс (классов, социальных групп и т. п.), отражающий условия их повседневной жизни, потребности и интересы. Оно включает распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства. Его характеризует пористость, разорванность, противоречивость, способность к быстрым и неожиданным изменениям, с одной стороны, и известное «окостенение» - с другой. По своему содержанию оно не совпадает с общественным сознанием в целом, значительно уже его. М. с. выражает общественное мнение, настроения и действия масс. Оно складывается под воздействием многих факторов: условий жизни, средств массовой информации, событий и процессов в обществе, идеологической ситуации и др. М. с. оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступает в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей, и эта роль постоянно возрастает по мере усиления роли масс в политической, экономической, культурной жизни стран и мира в целом.
Межнациональные отношения - взаимодействие и взаимовлияние различных социально-этнических общностей и их представителей, в процессе чего между ними происходит обмен информацией; передача опыта, проявляется общественный характер деятельности, удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы н правила, регулирующие отношения между людьми различных национальностей.