5. Место политической науки и политической философии в современном изучении политики
В античности и средневековье в условиях, когда политическое было интегрально слито с другими сферами общественной жизни и самостоятельно не существовало, оно пребывало в состоянии в-себе-бытия и обосновывалось в контексте общей господствующей социально-исторической парадигмы. Вычленившись из целостного человеческого социума, оно обнаружило потребность в разработке особых социально-философских и мировоззренческих оснований, призванных обеспечить собственную легитимизацию, и в то же время предложить собственную интерпретацию мира, выделить себя из состояния в-себе-бытия в состояние для-себя-бытия. Обнаружилось, что политическое может использовать свое видение мира в качестве орудия собственного производства и воспроизводства, придания себе фундаментальной значимости.
В этом контексте в России политологии отводится приоритетное место в обществознании. Само слово «политология» прочно вошло в научный, публицистический лексикон. К политологам относятся как к очень нужным в обществе специалистам.
Однако и политическая философия приобрела определяющее значение. Она является историческим феноменом, и в силу этого ее формирование и эволюция представляют собой процесс не только постоянного противоборства и смены различных конфликтующих видений, концепций и трактовок мира политического, различных концепций и методологических позиций, но и изменения самого способа его познания и осмысления.
Любой политический феномен, например, власть, взятая самая по себе, невозможно сколько-нибудь четко фиксировать в понятиях, взятых изолированно от других феноменов. Чтобы выявить ее сущность, необходимо определить содержание понятия «государство», а его, в свою очередь, нельзя выяснить, не выявив то, какое именно содержание мы вкладываем в понятие «политическое», и т.д. Власть, взятая в ее конкретной явленности, в чисто практическом ее воплощении, лишается многих своих важных сторон, редуцируется и упрощается. Поэтому при анализе власти применяется множество подходов, каждый из которых имеет свое понимание момента истины, но при этом как бы оставляя за скобками вопрос о природе власти как человеческого, социального феномена вообще. Используя разные методологические подходы и методы исследования, политическая наука призвана раскрывать место, роль и функции власти и властных отношений в мире политического, их взаимосвязей с другими сферами человеческой деятельности.
Что касается политической философии, то она призвана в данном контексте определить природу и предназначение власти.
Вопрос «Что делать?» задают и властители, и подвластные, консерваторы и революционеры, общественные деятели и рядовые, имея в виду, как должна быть устроена жизнь людей. Рассеять мрак незнания и сомнений может только свет разума, объективное научное знание.
Где искать этот свет? Многие указывают сегодня на политическую науку и политическую философию, предлагая из философии черпать разум, любовь к мудрости, мерило истины.
На фоне российской современности этот вопрос выглядит особенно актуально. Наверное, невозможно дать единственный рецепт для спасения тяжело больного общества. Но можно внять предостережениям от механического следования западным или восточным моделям экономики, ни одну из которых нельзя считать идеальной. Следует искать свой путь, позволив России быть только собой.
Положение, в котором находится Россия, толкает к поиску причин ее бед и неудач. Сильный ищет причину не только вне, но и в себе, в своих предках, слабый же обвиняет всех, кроме себя. Национальная самокритика – дело очень нужное, она открывает возможности для самосовершенствования и новые пути развития.
Возможно ли вновь обрести уверенность в надежности бытия? Народная мудрость и история утверждают, что это возможно. Они раскрывают перед нами внутренний состав человеческого бытия и показывают, что люди непрестанно творят свою судьбу в трех сферах жизни – умственной, психической и материальной – и что их силы не что иное, как результат их прежних действий и в то же время причина их будущей судьбы. Россия многократно переживала трагические ситуации, поднималась и продолжала свой путь.
Существуют разные взгляды на Россию. В представлении многих на Западе это страна с вековыми традициями крепостничества и деспотизма, мертвая в политическом отношении. В то же время очевидно, что в Российском государстве сложились традиции самоуправления и свободы.
Одни политологи вопрошают: что можно строить с народом, имеющим рабскую психологию и жившим целое тысячелетие в парадигме несвободы? Возражая им, другие утверждают: именно идея власти сейчас очень важна в России, пусть даже воплотить ее в жизнь чрезвычайно трудно.
В отмеченном противоречии, которое и без напоминания бросается в глаза, заключается основной и роковой вопрос совершенствования жизни в России. На бумаге страна имеет хорошие законы, но никто их, к несчастью, не исполняет. Изменение этой печальной традиции – задача молодого государства. Без ее решения немыслимы развитие свободного рынка и достижение экономического равенства с Западом.
Так или иначе, задача политической философии состоит в постижении идей, теорий, принципов, постулатов, мыслей, лежащих в основе мира политического. Задача политологии как науки – рассеять идеологические сумерки, путем четкого анализа определить направление для дальнейшего движения страны.
1. Политология на российском фоне. – М.: «Луч», 1993
2. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995
3. Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1995
4. Общество и человек: пути самоопределения. Серия: Россия накануне 21 века. Выпуск 1. С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994
5. Гаджиев К. С. Политическая философия / Отд-ние экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999