Понятие «парадигма» введено в науковедение американским историком науки Т. Куном в 60-е гг. нашего столетия. По куновской концепции, парадигма задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на те или иные традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы.
Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, которые ведут между собой борьбу за лидерство, заканчивающуюся победой одной из них — новой парадигмы. Таким образом, можно сказать, что история политологии — это история постоянного обновления и обогащения парадигм.
Основные парадигмы политологии. С высот сегодняшнего дня выделяют следующие основные парадигмы политологии.
Теологическая парадигма. Эта парадигма сформировалась еще на начальном этапе развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Конечно, такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. И все же следует помнить, что эта форма интерпретации политических явлений существовала несколько веков.
Натуралистическая парадигма. Эта парадигма объясняет политику преимущественно внесоциальными природными факторами — географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.
Натурализм возник еще в древности. Так, Гиппократ, Платон, Аристотель в своих трудах указывали на влияние географической среды на политику. В XVII-XVIII вв. натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.
Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж. Бодена (XVI в.), сформулировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита Ш. Монтескье в сочинении «О духе законов», где оформились основные принципы «геополитического направления» в политике. Согласно Монтескье, географическая среда, и в первую очередь климат, определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства.
В XX в. идеи геополитики развил профессор Оксфордского университета Джон Маккиндер. Именно его работа «Географический стержень истории» (1904) легла в основу всех геополитических концепций XX в. С точки зрения Маккиндера, для современного геополитического анализа и практической внешней политики важнейшее значение имеют географический детерминизм, «размещение» политических сил в конкретной географической среде. Маккиндер исходил из постулата, впоследствии утвердившегося в геополитике, что государства, не имеющие выхода к морю, существенно отстают в развитии. Он разделил мир на сухопутную и морскую силы.
Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства.
Биополитическая парадигма. Своими корнями уходит в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В общественной жизни таким наблюдаемым фактором выступало поведение, которое, в свою очередь, определялось как наблюдаемая совокупность реакций организма на набор фиксируемых стимулов. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме биополитики: стимул — организм — реакция. При этом принципиально не признавалось существование других внутренних психологических звеньев, опосредующих реакцию и поведение человека. Следовательно, считалось, что именно пол, возраст, генетические, врожденные качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы.
Именно на этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) — одно из ведущих направлений в американской социологии и политологии конца XIX — начала XX в. Классическая форма бихевиоризма достигла расцвета в 20-30-е гг. На этот период приходится пик влияния бихевиоризма на идеи и методы политологии. Значительный вклад в разработку методологических и теоретических основ поведенческого направления в политологию внесли ученые Чикагского университета Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл, сформировав чикагскую школу в политической науке США.
Большую популярность среди американских политологов бихевиоризм завоевал прежде всего благодаря четко выраженной установке на эмпирическое исследование поведения людей в сфере политики. Этим он выгодно отличается от доктрин, разработанных в рамках европейских социально-философских и государственно-правовых традиций и характеризующихся поверхностным описательством и узким юридическим формализмом.
В настоящее время идеи биополитики находят свое воплощение в феминистских теориях, прежде всего в политологии феминизма, исследующей особенности политического поведения женщин, влияние пола, возраста, темперамента на область политики.
В 50-60-е гг. XX в. появилось сходное с биологическим психологизаторское направление, получившее распространение в политологии. Суть его сводится к абсолютизации психологических качеств человека, к попыткам объяснить политическое явление, политическое поведение исключительно психологическими качествами индивидуума либо малой группы.
Данный подход получил свое воплощение, в частности, в концепции власти Б. Рассела. Раскрытие психологии власти, по мнению Рассела, включает в себя анализ таких индивидуальных явлений, как страх, отчаяние, коллективная истерия. Именно эти свойства личности чаще всего используются тем или иным лидером для утверждения себя в качестве диктатора. Поэтому важнейшими условиями сохранения демократии и недопущения диктаторского режима являются, по утверждению Рассела, устранение условий, порождающих социальное возбуждение, воспитание людей в духе, исключающем появление склонностей к подобным настроениям. Нетрудно видеть, что данный подход расширяет спектр аргументов сторонников бихевиористского направления изучением и анализом скрытых мотивов поведения.
Социальная парадигма. Эта парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, и прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления либо приобретенными (социокультурными) свойствами субъекта социального действия.
Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Наряду с этим довольно распространено воззрение на политику, политическую жизнь как относительно автономную сферу жизни. Такой подход нашел свое воплощение в теории рациональности М. Вебера, концепции элит В. Парето и Г. Моска и ряде других школ и направлений.
В западной политологии довольно популярна концепция «господства права», в соответствии с которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что именно право, а не политические деятели в состоянии обеспечить социально-политический компромисс в обществе, которым должны руководствоваться как государство, так и индивидуумы. С их точки зрения, процесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов, следовательно, анализ политической жизни должен сводиться исключительно к исследованию правовых норм.
К разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Сторонники данного подхода оценивают содержание политических процессов по ценностно-нормативным критериям. В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека. При этом в качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, называют: идеологические, в основе которых лежит нравственная, моральная убежденность индивидуумов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашенных им принципов; структурные, опирающиеся на приверженность индивидуумов механизму и нормам политического режима; персональные, связанные с верой индивидуумов в- личные качества политических лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а следовательно и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками человека, которые всегда индивидуализированы.
Итак, рассмотренные нами основные подходы к описанию природы и сущности политики показывают сложность и многоплановость политической жизни и, следовательно, невозможность в полной мере объяснить ее в рамках одной парадигмы.
К настоящему времени в политологии определились следующие направления исследования природы и сущности политической жизни:
- социологическое — теоретико-методологическое осмысление природы и сущности политики, политических явлений и процессов;
- нормативно-институциональное — анализ политических, конституционных норм и институтов, партийных и избирательных систем, их сравнительный анализ;
- эмпирико-аналитическое — анализ данных наблюдения и эксперимента, результатов конкретно-социологических исследований.