Стороны начали усиленно освобождаться от ненадежных людей в собственных рядах. Выступление вице-президента Руцкого в парламенте с заявлением об имеющемся компромате на Ельцина и его окружение ознаменовало начало перехода от этапа борьбы за власть политическими методами к этапу борьбы силовыми способами.
Стало понятно, что на сей раз дело миром не кончится. Не было ясно только, когда именно наступит развязка и кто выйдет из борьбы победителем.
Развязка наступила 21 сентября 1993 г. и трагически завершилась 4 октября кровопролитием на улицах Москвы. Срыв выборов в представительные органы власти ряда регионов во многом явился следствием сентябрьско-октябрьских событий3.
Роспуск Съезда народных депутатов РФ означал фактический крах политической карьеры большинства его членов. Около половины народных избранников в политику более не возвращались. Несколько десятков человек (в основном из оппозиции) были избраны в новые представительные органы власти субъектов федерации; примерно двадцать человек стали председателями областных дум. Около ста человек были избраны вновь депутатами федерального Собрания РФ. Свыше ста народных депутатов демократической ориентации были трудоустроены Администрацией Президента (С.Степашин был назначен руководителем ФСК РФ; А. Починок, Л. Гуревич, Е. Кожокин, В. Варов, Н. Медведев стали заместителями министров; С. Носовец возглавил Информационно-аналитическую службу Администрации Президента и т.д.). Лишившись депутатских мандатов, сохранили свои должности в регионах главы администраций и представители Президента.
Федеральное Собрание РФ 1993 - 1995 гг. имело целый ряд серьезных достоинств по сравнению со своим предшественником:
Во-первых, оно стало гораздо ближе к профессиональному Парламенту. Одна из его палат работает полностью на постоянной основе. Людей, профессионально подготовленных к парламентской деятельности (юристов, экономистов, социологов, политологов и т.д.), в Федеральном Собрании больше по сравнению с Верховным Советом.
Во-вторых, Федеральное Собрание четко структурировано. Благодаря избранию половины депутатов Государственной Думы по смешанной системе, все они довольно четко распределились на восемь фракций и две депутатские группы, более или менее соответствующие реальным политическим и социальным силам российского общества.
В-третьих, в новом российском Парламенте нет иерархии. Каждая палата избрала своего спикера, который не имеет возможности манипулировать депутатским корпусом.
В-четвертых, функции двух палат строго разделены.
В-пятых, аппарат ФС более не имеет самодовлеющего значения.
К важным характеристикам Федерального Собрания можно отнести и определенную в новой российской Конституции четкую его компетенцию (принятие законов), и отсутствие у него того всевластия, каким обладали Съезд и Верховный Совет. В то же время после событий сентября-октября 1993 г. Президент записал в новой Конституции РФ (принятой затем на референдуме) ряд положений, которые значительно сузили компетенцию Парламента (например, лишили его контрольных функций) и затруднили динамичное принятие законов.
Новый российский Парламент не смог избавиться от целого ряда "слабых мест" своего предшественника, что выразилось в сильной поляризации сил при слабом политическом центре. Отсюда - постоянная политизированность деятельности Думы, работа на непрофессиональной основе членов Совета Федерации, стремление части депутатского корпуса использовать свое пребывание в Москве преимущественно для решения личных проблем.
Новый депутатский корпус Государственной Думы включил в себя значительно больше моск-вичей, чем Верховный Совет. Здесь стало больше предпринимателей. Около 15 министров и членов Правительства представляли "Выбор России", ПРЕС, АПР, ДПР. Число министров-депутатов (в отличие от ВС) стало уменьшаться с уходом Е.Гайдара, Б. Федорова, Э. Памфиловой из Правительства. В то же время среди думцев почти не осталось руководителей разного уровня, которые не захотели уходить со своих постов. Зато в Совете Федерации 80% депутатского корпуса составлял региональную политическую элиту: президенты республик, главы администраций, руководители новых представительных органов власти, представители Президента и т.д.
Федеральное Собрание сохранило известную кадровую преемственность с Верховным Советом. Руководители обеих палат (И.Рыбкин и В.Шумейко) и их заместители (М. Митюков и Р. Абдулатипов) были народными депутатами РФ. Около 60 бывших народных депутатов довольно успешно трудились в различных комитетах и фракциях Госдумы. Трое из них возглавили думские фракции (Н. Травкин (до конца 1994 г.) - ДПР; С. Шахрай - ПРЕС, М Лапшин - АПР).
Еще одной отличительной чертой нового Парламента явилось фактическое структурирование в нем лоббистских групп. Если в Верховном Совете депутаты лоббировали в основном интересы предприятий своего избирательного округа, то теперь четко выявились:
· аграрное лобби (Аграрная и Коммунистическая партии);
· лобби, поддерживающие топливно-энергетический комплекс (депутатская группа "Новая региональная политика");
· несколько слабее выглядело в Парламенте лобби военно-промышленного комплекса.
Из более чем 40 депутатов (или бывших депутатов), входивших в 1993 г. в сотню самых влиятельных политиков, в 1994 г. удержались на политическом Олимпе только 15 (Б. Ельцин, С. Шахрай, Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Чубайс, В. Шумейко, С. Филатов, Р. Абдулатипов, С.Бабурин, А. Починок, С. Степашин, Ю. Яров, С. Ковалев, С. Красавченко, М. Митюков). Из них парламен-тариями являлись только семь человек; шестеро (до отставки С.Степашина с поста руководителя ФСБ) ушли в исполнительные структуры, двое (Хасбулатов и Руцкой) занимались политической и общественной деятельностью вне официальных институтов. То есть предыдущий парламент сумел сформировать в своей среде лишь небольшой круг политических деятелей, которые закрепились и составили протоэлиту в российской политике.
Общероссийский депутатский корпус оказал решающее влияние на формирование посткоммунистической политической элиты. Достаточно серьезно влияние этого корпуса и на формирование политического руководства на региональном уровне. Три с лишним года депутатства явились также хорошей профессиональной и политической школой для большинства участников Съезда народных депутатов РСФСР.
В то же время полупрофессиональный и слишком политизированный характер Съезда и Верховного Совета РСФСР обусловил то, что за бортом формирующейся политической элиты страны осталось большинство членов этих органов. Сегодня наибольший шанс попасть в число представителей политической элиты имеют депутаты Федерального Собрания, которые связали свою судьбу с профессиональной деятельностью в высших эшелонах исполнительной власти; депутаты - лидеры общероссийских политических партий; депутаты, которые в силу своего личного влияния и попу-лярности (независимо от того, войдут ли они вновь в Парламент) воздействуют на политический процесс. В дальнейшем выборы в российский Парламент будут основным и кратчайшим путем попадания политиков из регионов в состав общенациональной политической элиты.
В системе политических отношений важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.
Раскрывая сущность и место партии в политической системе общества, необходимо показать, что партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий, С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.
От других политических институтов партию отличают ее характерные особенности и признаки, свойственные ей функции. Следует остановиться на основных особенностях политической партии как организации идеологического порядка, носителя определенной идеологии; как объединения, относительно продолжительного во времени; как организации, стремящейся к завоеванию и осуществлению политической власти; как организации, стремящейся к обеспечению себе массовой поддержки.
Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.
Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют функции партии (социального представительства, социальной интеграции, формирования общественного мнения; социализации личности; борьбы за власть или участие в политической власти; участия в аппарате государственной власти, в формировании политической системы; кадровая функция; функция разработки и осуществления политического курса). Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.