Таким образом, общественные организации можно определить как добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Они могут существовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе. Поэтому партии всегда борются за привлечение на свою сторону своих союзников - общественно-политических организаций.
Признаками общественно-политической организации является ее широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, национальные и экологические движения.
Далее необходимо охарактеризовать типы, характер, функции общественно-политических организаций и движений. Можно выделить в соответствии с, группами интересов общественные организации и движения в экономической сфере и сфере труда, или социально-экономические; в социальной сфере; в сфере отдыха и досуга; в сфере религии, науки и культуры; в общественно-политической сфере, кроме политических партий; региональные и др. Задача общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических организаций.
Важным элементом политической системы являются также и общественные движения. В общественных движениях участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес к политике» более активная форма ^ выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.
В ходе становления демократической политической системы в нашем обществе важным условием является создание механизма эффективного выявления, формирования, согласования и реализации интересов различных социальных групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций и движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие, как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений, проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические организации непосредственно влияют на власть.
Конститу́ция — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Конституции принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.
Писаные конституции представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании, конституция Финляндии).
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).
Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии), избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана, конституция Афганистана). Последняя категория называется октроированными ("дарованными") конституциями.
Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений.
При раскопках на территории современного Ирака в 1877 году было обнаружено свидетельство о самом раннем юридическом кодексе, изданного шумерским царем Уруинимгином города Лагаш около 2300 г. до н.э. Сам документ не найден, однако известно, что он давал некоторый набор прав жителям города.
С того времени множество правительств правили на основании специальных кодексов записанных законов. Старейшим существующим ныне документом является Судебник Ур-Намму города Ура (около 2050 г. до н.э.).
Cамой старой из ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году.
Первой все еще действующей номинальной конституцией (т.е. документом, прямо объявляющим себя конституцией) считается конституция Массачусетса, принятая в 1780 году.
· Конституция Азербайджанской Республики
· Конституция Великобритании
· Конституция Ирана
· Конституция Испании
· Конституция Литовской Республики
· Конституция Российской Федерации
· Конституция США
· Конституция Южной Кореи
· Конституция СССР
Хотя существование бюрократизма отмечалось почти всеми мыслящими людьми, да и постоянно критически оценивалось "верховной" властью, оно исследовано весьма слабо. Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма.
Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрократизм описывается по таким аспектам:
-это деформация сознания, наступающая под влиянием работы в аппарате управления, ведущая к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, "корпоративная" этика и психология;
-это низведение бюрократических проявлений до низового исполнительского уровня, где, мол, маленькие "чиновники" творят свой произвол над зависимыми или обращающимися к ним людьми ("простыми" гражданами);
-это господство канцелярии, торжество формалистики, заседательство и бумаготворчество, превалирование буквы инструкции, приказа над сущностью дела.
Все фиксируемые здесь черты отражают, разумеется, бюрократизм, схватывают его внешние, видимые очертания, но вряд ли можно считать достаточной социально-психологическую характеристику бюрократизма. Точнее, наверное, будет сказать, что бюрократизм представляет собой определенный социальный (общественный) институт, который создается, поддерживается и воспроизводится какой-то системой взаимосвязей в организационных структурах, причем часто независимо от побуждений и настроений людей, вовлеченных в его механизмы. Кстати, он имеет место не только в государственном аппарате, но и в общественных объединениях, крупных структурах бизнеса, информации, образования, науки и т.д.
Второй подход сформулирован Максом Вебером, который высказал положение о том, что "один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания, и исходя из него признал бюрократию самым чистым типом легального господства. Следуя такой трактовке, в одной из новейших американских публикаций по менеджменту бюрократия определяется как тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели и оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. В веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т.е. с упорядочением, систематизацией и измеряемостью общественных процессов и, в частности, управленческих проявлений. Понятие бюрократии приобрело позитивный смысл, чем была внесена двузначность в мышление. Возникла необходимость каждый раз объяснять, что не имеется в виду, когда пишется данное слово. Между тем в русском языке понятие "бюрократизм" до сих пор сохраняет негативный, критический оттенок.
Третий (с большими аналитическими возможностями) подход был обозначен К. Марксом в работе "К критике гегелевской философии права". Напомним некоторые его выражения:
-"бюрократия" есть "государственный формализм" гражданского общества;
-бюрократия составляет, следовательно, особое, замкнутое, общество в государстве;
-бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства. Схвачено главное: связь бюрократии с властью, бюрократия как особый способ осуществления власти.
Бюрократия (бюрократизм как производное явление) представляет собой такую форму осуществления власти (прежде всего государственной), при которой имеет место подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц. Причем не легитимное опосредование общего в частном, которое происходит путем выборов, официального поручительства, управомочивания доверенности и т.д., что не только допустимо, но и необходимо в сложных социальных структурах, а субъективистское, произвольное, часто противозаконное изменение форм и методов ведения тех или иных дел.