Материк северной Америки был открыт Христофором Колумбом в 1492 году, в результате долгого путешествия. После чего в северной Америке начали открываться колонии Западно-Европейских держав, это были: Испания, Англия, Франция, на территории современных США были Французские и Английские колонии. В северную Америку хлынули иммигранты из Западной Европы, это люди которые искали новые земли для ведения сельского хозяйства, в то время по большей части иммигрантами на территории современной США, были специально отправленные крестьяне из Англии и Франции, для колонизации территории. Это были фермеры, их называли аграрными колонистами. США сложились как независимое государство в результате войны за независимость 1775-1783 гг., когда английские колонии в Америке отделились от метрополии. Революционно-освободительная война американского народа и американская политическая мысль эпохи становления государственности США оказали большое влияние на развитие политической мысли в Новое время.
В XVII веке прогрессивная политическая и правовая мысль получила распространение не только в Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных в XVII-XVIII веках на Американском побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан здесь с интенсивным развитием капиталистических отношений и политической обстановкой между колониями и метрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война за Независимость 1775-1783 гг.
Движение американских колонистов против метрополии дало мощный толчок развитию демократических идей. Пропагандой идей договорного происхождения государства, тираноборчества занимались многочисленные массовые организации: "Сыны свободы", "Дочери свободы", городские собрания и др. В резолюциях, принимаемых городскими собраниями, высказывались радикальные политические и правовые взгляды: о праве народа возвратить себе естественные права, о народном суверенитете, разоблачались теории несопротивления злу.
Ожесточенная классовая борьба в США в период борьбы за независимость также получила свое отражение в идеологии. Наиболее прогрессивные идеи мелкой буржуазии отстаивали Т. Джефферсон и Т. Пейн. Они выражали интересы широких слоев мелких производителей. Проводниками политических взглядов крупной буржуазии и плантаторов- рабовладельцев были А. Гамильтон, Джей и др. Между этими двумя течениями разгорелась борьба по вопросу о государственном строе США и Конституции 1787 г.
В период образования США наиболее сильно в политической деятельности проявляли себя крупные того времени политические мыслители, такие как ТОМАС ПЕЙН (1737-1809) - один из наиболее радикальных американских мыслителей, автор знаменитых памфлетов "Здравый смысл" и "Права человека". Он первым предложил название "США".
Главной темой размышлений Пейна было соотношение гражданского общества и государства Пейн видел различие между обществом и государством в следующем: "Общество создается нашими потребностями, а правительство -нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь". "Общество в.таком состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - это нестерпимое..."
Из идеи народного суверенитета Пейн сделал вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, что в конкретных исторических обстоятельствах вылилось в требование отделения колоний от Англии.
ДЖЕЙМС МЭДИСОН (1751-1836) - отец американской конституции, четвертый по счету президент США, один из авторов знаменитого сборника статей "Федералист".
Согласно Мэдисону, народ - единственный источник политической власти, а выборы - характерная черта республиканского правления. Однако мыслитель настороженно относился к демократии, считал, что большинство тиранично в отношении меньшинства и не может гарантировать свободу меньшинству. С точки зрения Мэдисона, только республика избавит от пагубных последствий "фракции большинства", а дли этою необходимо создать механизм делеги-рования полномочий государственного управления небольшому числу граждан, избираемых осгадьными гражданами (отсюда - институт выборщиков президента США и другие особенности политической системы США).
Мэдисон творчески реализовал теорию разделения властей, изобретя систему "сдержек и противовесов": каждая составная часть политической власти должна быть средством сдерживания остальных частей, что исключит диктатуру в любой ее форме.
Мэдисон считал, что народный суверенитет и власть большинства - слабые сдерживающие факторы для правителей (реальная власть всегда у меньшинства). Да и периодически проводимые всенародные выборы также не спасают от тирании. Поэтому необходим не "внешний" фактор, а "внутренний" регулятор (по принципу самосдерживания) власти. Этот регулятор и есть система "сдержек и противовесов": структурное разделение властей и их уравновешивание вследствие этого.
Конечно, концепция Мэдисона явно недооценивала "внешние" (социальные) факторы, сдерживающие власть (общественно-политические организации, политические партии, средства массовой информации, общественное мнение и т.д. А они в XX веке как раз и получили большое значение). Отсюда - явное преувеличение значимости самой системы "сдержек и противовесов". Этим как бы вообще снималась проблема контроля большинства (народа) над меньшинством (правительством). Тем не менее, система сдержек и противовесов нашла всеобщее одобрение и применение.
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743-1826) - американский политический деятель, автор Декларации независимости США. Опираясь на Пейна в воззрениях на частную собственность (право собственности есть приобретенное право, есть "недоплата работникам "), не включил право на частную собственность в перечень неотъемлемых прав человека при составлении Декларации независимости. В противоположность локковой триаде "жизнь, свобода, собственность" Джефферсон предлагает иной базовый набор естественных прав человека: жизнь, свобода и достижение счастья.
Хотя Джефферсон был третьим президентом США (дважды избирался президентом США -1801,1304), тем не менее, ему была присуща весьма либеральная концепция взаимоотношений государства и гражданского общества. Общество - это естественное, а не искусственное образование, присущее человеку со дня его творения. Оно первично по отношению к государству и всем другим социальным институтам и обозначает добро, государство же носит вто-оичныи характер и олицетворяет собой зло, возникшее в сообществе людей единственно из-за ослабления естественных моральных основ.
В силу происхождения государственной власти (она создана народом в общественном договоре) и в силу условий осуществления власти (требуется согласие народа) - народ вправе изменять и уничтожать существующую форму правления, если правительство стремится к деспотизму. Свержение такого правительства даже является "долгом и правом народа".
Джефферсон стал одним из критиков Конституции США 1787 года за ряд антидемократических черт (сохранение рабства, отсутствие прав и свобод граждан и т.п.). По инициативе Джефферсона и ряда друг их деятелей были приняты первые десять дополнений к Конституции США в виде знаменитого Билля о правах (1791).
ДЖОН АДАМС (1735-1826) - автор первого фундаментального труда по вопросам политической науки, один из идеологов консерватизма.
Адаме обосновал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти - законодательной, исполнительной и судебной. С его точки зрения, все простые формы правления - монархия, аристократия и демократия -являются воплощением деспотизма, поэтому необходимо ввести смешанную форму правления: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента - все вместе образуют сбалансированную форму публичной власти.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США (от лат. declaratio - объявление, провозглашение), написанная Джефферсоном при участии Б.Франклина и Дж. Адамса и принятая в 1776 г. единогласно Вторым Континентальным конгрессом представителей английских колоний в Северной Америке, провозгласила отделение этих колоний от Англии (образование США). Декларация независимости была принята в самом начале войны за независимость, по результатам которой Англия в 1783 г. признала суверенитет США.
В Декларации независимости воспроизводится логика и аргументация естественных и неотчуждаемых прав человека: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляемых; если какая-либо форма правления разрушает эти принципы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразднить ее и установить новую правительственную власть, закладывающую в свое основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, кажутся более всего подходящими для обеспечения его безопасности и счастья". Таким образом, впервые в истории "естественные права" из теории превращаются в признанные законом личные права граждан; государственное признание прав личности ставит преграду государственному произволу.
Декларация независимости США стала первым в истории актом, который провозгласил идею народного суверенитета как главного принципа государственной жизни: "Все люди сотворены равными... народ имеет право изменить иди уничтожить несправедливую власть и учредить новое правительство". Таким образом, потребность в смене правительственной власти становится необходимой и неотложной с того момента, когда власть обнаруживает свое намерение подчинить народ своему произвольному или абсолютному деспотизму.