Мобилизационная функция. Идеология, предлагая идеалы более совершенного общества, побуждает к активной политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на их реализацию.
Интегративная функция. Идеология наделяет смыслом любое политическое действие и задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес.
Амортизационная функция. Обладая интегративной функцией, идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивидуума и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, побуждающих личность, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям.
Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Идеология может возникать на основе интересов какой-либо социальной группы, противопоставляя их интересам других групп.
Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии в связи с решением этой задачи рассматриваются несколько уровней политической идеологии.
Теоретический, концептуальный уровень. Это наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политический уровень. На нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требования этого уровня — максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия. Практика показывает, что этот уровень часто вступает в противоречие с первым — научным — уровнем и для широких масс чаще всего является «потолком».
Актуализированный уровень. Он позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Наибольшую значимость этот уровень имеет в обществе с открытыми идеологиями.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
Проблеме усвоения идеологии массовым сознанием придается первостепенное значение, причем особая роль отводится партиям. Какое бы положение ни занимала партия в политической системе, ее главными функциями будут выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массовой поддержки политической власти в плане сохранения или изменения политического режима и курса. Политическим партиям необходимо или навязать всему обществу содержащуюся в исповедуемых идеологиях систему целей общественного развития, или убедить граждан в том, что они соответствуют их основным целям, интересам. Словом, использовать насилие или убеждение, оружие или пропаганду.
Развитие цивилизации, совершенствование техники, технологий, усложнение организационных основ общества способствовали выработке и внедрению ряда важных норм и принципов политической деятельности. В современных демократических обществах возможность состязательности различных идеологий в борьбе за голоса большинства опирается на принципы, нормы, процедуры и способы построения всех ветвей власти, опросы населения, выборные кампании, референдумы.
«Мирный» настрой партий, общественных движений в реализации политической идеологии сделал пропаганду важнейшим инструментом распространения политического влияния.
Смысл пропаганды — в соединении теоретического и обыденного уровней познания, в формировании политических ориентации, которые выражаются в готовности к определенному типу политического действия. По содержанию информации и способам распространения различают научную, массовую и практическую пропаганду.
Научная пропаганда воздействует на массовое сознание с помощью теорий и концепций в процессе гуманитарного образования, политического обучения граждан.
Массовая пропаганда оказывает влияние посредством образных суждений, наглядных представлений. Она проводится через систему воспитания, профобразования, средства массовой коммуникации (телевидение, радио, печать), общественную рекламу (монументальная пропаганда, исторические музеи, мировые рекорды и т. д.), производственную рекламу, массовую культуру (кино, музыка и др.), массовое общение (праздники, демонстрации). Этот вид пропаганды оперирует истинами житейскими и дополняет научную, затрагивая не только разум, но и чувства, когда политические знания трансформируются в политическую веру, лояльность, приверженность.
Однако, в конечном счете, практические условия жизни людей являются главным фактором, определяющим их сознание. Поэтому практическая пропаганда всегда дополняет научную и массовую. Для руководящих кругов, политических партий важно формировать приемлемые условия жизни людей, которые не вступали бы в противоречие с предлагаемыми политическими идеологиями. В распространении пропаганды в современных условиях чрезвычайно важную роль играют электронные средства массовой информации, особенно в периоды предвыборных кампаний.
2. Основные идеологические течения современности
Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил и отражающих их интересы различных идейно-политических течений (противоречия между которыми зачастую носят устойчивый, принципиальный характер) позволяет говорить о существовании ведущих направлений и течений современной общественно-политической мысли. С XVII в. начинают формироваться классические идеологии — либерализм, консерватизм, марксизм. На эволюцию идеологий, сопровождающуюся появлением их новых, частных разновидностей, большое влияние оказывали и оказывают динамизм и незавершенность процессов социально-политической жизни, различные альтернативы развития, разнообразие интерпретаций тенденций, содержания общественных процессов.
Классический либерализм зародился в XVII в. как идеология буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Опираясь на доктрину правового государства Дж. Локка и идею Дж. С. Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», т. е. свободу от социального контроля государства, от различных ограничений (например, они выступали за отмену сословных привилегий и наследственной власти).
Отметим, что понимание свободы в либерализме индивидуалистично: либералы в своих рассуждениях во главу угла ставили не общество, а личность, которая для них всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте — свобода экономическая, свобода предпринимательства. Не случайно, скажем, у одного из первых теоретиков либерализма француза Б. Констана звучала мысль о том, что свобода избирать и быть избранным должна быть предоставлена лишь тем, кто достаточно богат. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулированы А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике.
Будучи сторонниками естественного права (все люди равны от рождения), либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют развитие производительных сил, политической демократии. Право рассматривается ими как инструмент, гарантирующий свободу выбора ценностей, форм деятельности. Эти идеи воплотились в принципе свободного рынка, конкуренции; в сфере политики — в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма. Либералы обратили внимание на проблемы отношений государства и человека, пределов вмешательства государства в частную жизнь: государство должно выполнять только необходимые функции по охране порядка и защищать от внешней угрозы, обеспечивать права и свободы человека. Сторонники либерализма явно отдавали приоритет гражданскому обществу по отношению к государству.
Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, общественными движениями, которые затем конституировались в партии либерального толка. Реализация либеральной модели показала, что, уничтожив сословные привилегии, разделив законодательную, судебную, исполнительную власть, создав правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, организаций, равенства граждан перед законом, классический либерализм привел к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальную гармонию и справедливость. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис, теряя сторонников.
Попытки обновления этой идеологии привели к возникновению различных течений. Так, в 30-е гг. XX в. появились различные направления неолиберализма: «новый либерализм», «социальный либерализм», «консервативный либерализм» и др., пытавшиеся соединить основные либеральные ценности с опорой на государство или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, либо, наоборот, отрицавшими социальную направленность в деятельности государства.
Суть политической программы неолиберализма можно свести к следующим положениям: необходимость участия масс в политическом процессе, демократизация принятия управленческих решений, консенсус управляющих и управляемых. Провозглашая гибкое, оптимальное разделение власти между ее «этажами», призывая к сотрудничеству людей, организаций, государства для благополучия общества, опираясь на рыночные отношения, но сохраняя роль государства в налаживании партнерства и стимулировании труда, уделяя огромное внимание свободам, правам человека, неолибералы предлагают новую модель общества, где будут реализованы свобода, справедливость, равенство.