Смекни!
smekni.com

Политические идеологии современного мира (стр. 2 из 3)

По мнению консерваторов, в общественных отношениях должен действовать принцип преемственности, революционных преобразований, которые могут угрожать положению правящего класса и стабильности общества.

Современный консерватизм в значительной степени отличался от прежнего, В настоящее время консерваторы, как и либералы, выступают за свободу конкуренции, рыночные отношения, ограничения государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем консерваторы всегда выступали в защиту интересов правящих классов, крупного капитала.

Современный, новый консерватизм (неоконсерватизм) возник в 70-е годы ХХ века и формировался на основе противостояния неолиберализму и социализму. С целью сохранения власти и стабильности в обществе, неолиберализм и неоконсерватизм признают даже некоторые социалистические идеи, в частности, о необходимости государственного регулирования экономики, развития государственных социальных программ для поддержания приемлемого жизненного уровня населения.

Неоконсерваторы все же требуют ограничения вмешательства государства в общественную и экономическую жизнь. Определяющей чертой идейно-политических установок неоконсерватизма является его антигосударственная направленность - антиэтатизм. Являясь традиционными защитниками крупного капитала, консерваторы выступают за сохранение его привилегированного положения.

Неоконсерваторы убеждены в том, что государство не обязано гарантировать достойную жизнь населения. Каждый человек, по их мнению, должен сам заботиться о себе, своей семье, своих близких и не рассчитывать на государственную помощь и поддержку. Выживать должны сильнейшие, а о "неудачниках", превратившихся в люмпенов и опустившихся на дно общества, государству нет дела.

Современное государство, по мнению неоконсерваторов. Должно создать равенство возможностей, но не равенство результатов. Таким образом, в идеологии консерватизма сочетаются традиционные ценности: семья, мораль, религия, привилегированное положение правящих классов с ценностями буржуазного общества - индивидуализмом, свободой рыночных отношений.

Социализм

Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.

Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.

ВXIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.

К концу XIX века европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.

Российские марксисты, в отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году позволила на практике осуществить эти идеи. Однако в конечном итоге строительство справедливого общенародного государства не получилось по причинам объективного и субъективного характера.

Теоретики социал-демократии - К. Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину "демократического социализма", или социализма с "человеческим лицом". По их мнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенный процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь.

Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.

Фашизм

Фашизм как идеология возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной из причин его возникновения явились последствия общественного кризиса капитализма. Переход "свободного капитализма" в монополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным поворотом от буржуазной демократии к политической реакции, созданием благоприятных условий для появления крайне правых течений консервативного экстремизма. В результате поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этих странах критических размеров достигли военно-политический, экономический, социальный и идеологический кризисы.

Для сохранения своего господства финансовый и военно-промышленный капитал побежденных в мировой войне стран политически и экономически поддержал формирование, а затем и приход к власти фашистских партий.

В идейном плане фашизм - это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и элитаризм. Фашисты проповедали идею "величия нации", избранной "расы господ" арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или уничтожению. Фашисты взяли на идейное вооружение теорию немецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми.

Особое место в структуре политического режима фашизма занимала фашистская партия. Ее отличительными чертами были жесткая строго иерархическая вертикаль подчинения с культом вождя, сочетание массового террора с политикой социальной демагогии, открытый агрессивный характер внешней политики, активное сращивание с государственным аппаратом. Придя к власти, фашисты ликвидировали избирательное право и парламентские режимы, запретили деятельность политических партий и организаций, ввели полный контроль над средствами массовой информации и политическую цензуру, уничтожили все демократические свободы, создали разветвленную систему политического сыска для интернирования, или ликвидации инакомыслящих.

Во внешней политике фашистские режимы проводили политику агрессии, "завоевания жизненного пространства", экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к созданию тоталитарных государств во главе с вождями: в Германии - А. Гитлера, в Италии - Б. Муссолини, в Испании - Ф. Франка, в Португалии - А. Салазара.

В современных условиях все демократические цивилизованные государства ведут бескомпромиссную борьбу с рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.

Национализм

Нация - это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни, территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры.

В развивающемся капитализме существуют две тенденции в национальном вопросе. Первая историческая тенденция преобладает в период становления капитализма и проявляется в национальных движениях и создании национальных государств. Вторая - проявляется в развитии экономических т политических отношений между нациями, создании интернационального единства капитала, экономической жизни, политики.

Нации, объединенные в государства, имеют собственные жизненно важные национальные интересы. Они относятся, прежде всего, к проблемам безопасности, территориальной целостности государства, материального благополучия народа, сохранения языка, культуры, моральных ценностей нации. Государства, образующие нации, оберегая свой суверенитет, с уважением должны относиться к национальным интересам других наций и государств.

Вместе с тем в условиях экономического, политического, идеологического кризиса в многонациональных государствах элиты малых народов могут попытаться завоевать власть, образовать самостоятельные многонациональные государства с помощью идей национализма.

Национализм - это крайне реакционная идеология, основанная на идеях превосходства, национальной исключительности какого-либо народа, стремлении создать для него более благоприятные условия жизни за счет других народов посредством преимущественно силовых действий. Национализм, в конечном итоге, неизбежно перерождается в сепаратизм, терроризм, фашизм. Национализм не имеет ничего общего с естественными национальными интересами какого-либо народа.

Формы проявления сепаратизма могут быть различными: от сравнительно мирных, постепенных до агрессивных, террористических. Во многом они зависят от поведения центральной власти. Именно бездеятельность центральной государственной власти привела к распаду СССР. В этот период четко прослеживались этапы постепенного развития и победы сепаратизма: