Смекни!
smekni.com

Политические идеологии современного мира (стр. 1 из 3)

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Факультет заочного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Тема: "Политические идеологии современного мира"

Выполнилстудент

ПАВЛОВ П.Н.

Шифр Э - 02 - 76 - М

Специальность 0060800

"Экономика и управление на предприятии"

НОВОСИБИРСК 2003

Содержание

Введение. Политические идеологии современного мира

Анархизм

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Фашизм

Национализм

Литература

Введение. Политические идеологии современного мира

Важным элементом политического сознания является политическая идеология. Теорию идеологии создали немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. По их мнению, идеология является духовным образованием, проявившемся в результате появления классов и их различных интересов. Идеология выражает и защищает интересы различных классов и социальных групп. Таким образом, идеология - это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественную жизнь с позиции интересов определенных классов или социальных групп. Это одностороннее, социально-заинтересованное реальной действительности.

Различают прогрессивные и реакционные идеологии, с точки зрения их отношения к развитию общественного процесса и объективного хода истории. Чтобы защищать интересы определенных классов, социальных групп, идеология должна иметь разработанную систему программных целей и средств их достижения, включающую в свое содержание экономические, политические концепции.

Идеологическая система должна сформировать собственную теорию исторического процесса, моральные ценности и идеалы. Однако существование в обществе различных классов, интересы которых часто не совпадают, предполагает идеологическую борьбу. Господствующие классы для сохранения собственной власти придают своим интересам форму общенациональной идеологии. С помощью средств массовой информации, системы образования и воспитания, в том числе и религиозного, правящая элита ведет идеологическую борьбу за внедрение в сознание народа нужного ей мировоззрения и моральных ценностей.

В случае успеха общество сплачивается во имя общих стратегических, национальных интересов, а правящая элита создает широкую социальную основу для своей власти. Идеологическая система является прочной, если она учитывает интересы других классов и социальных групп общества.

Основой идеологической системы общества является политическая идеология. То есть учение, обосновывающее претензии правящего класса на власть или ее удержания с помощью подчинения общественного сознания своим идеям. Главной целью политической идеологии господствующий класс считает внедрение в общественное сознание своих ценностей и идеалов и регуляцию на их основе поведения граждан.

В политической идеологии выделяют три уровня идеологического воздействия: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На данном уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, лежащие в основе конкретного общества. Происходят отбор и обобщение идейного материала, устраняются противоречия между различными элементами политических концепций с целью формирования единой, непротиворечивой, однородной идеологии. От уровня объективности и достоверности зависит степень восприятия политической идеологии населением.

Программно-директивный. На этом уровне общие идеологические принципы и идеалы воплощаются в конкретные политические программы, стратегические и тактические установки правящих элит. Через них осуществляется социальная регуляция поведения в солидарных или враждебных элите классов. Источником, т.е. разработчиком программ и директив, является государственный аппарат и политические партии.

Поведенческий. Восприятие массами политической идеологии приводит к определенному типу их политического поведения. Научно обоснованная, отражающая интересы большинства общества политическая идеология способствует сплочению народа, воплощается в конкретных политических делах широких слоев населения.

Анархизм

Анархизм - совокупность общественно-политических течений, отрицающих необходимость всякой власти в человеческом обществе, в том числе и в государственной.

Анархисты выступают за неограниченную свободу личности. Государство они считают источником угнетения, войн, паразитирующим на эксплуатации людей. Своей главной целью анархисты считают радикальное изменение общественных отношений путем уничтожения государства и всего, что связано с государственной властью.

Анархизм как идейно-политическое течение сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер, французский философ Пьер Прудон, русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно.

В своей легальной деятельности анархисты предпочитают использовать формы экономической и социальной борьбы - забастовки, массовые выступления в защиту трудовых и социальных прав людей. Анархисты выступают также против усиления государственного контроля за жизнью людей, против установления единого мирового порядка, глобализации западного общества, деятельности МВФ и Европейского сообщества и т.д.

В то же время анархисты в знак протеста против государственной власти прибегают к террористическим действиям, т.е. к формам вооруженного насилия в политических целях. Акты террора применяются против официальных лиц, учреждений с целью дискредитации структур власти, запугивания населения. Часто акции сопровождаются выдвижением конкретных политических требований.

В обычном понимании термин "анархия" означает хаос, беспорядок, отсутствие всякого управления. Вместе с тем в их понимании лозунг "Анархия - мать порядка" предполагает формирование общественного порядка, основанного на свободном самоуправлении и взаимодействии различных общественных ассоциаций. По мнению анархистов, народ может быть счастлив и свободен, если, организуясь снизу вверх, помимо государств, партий, вождей, он сам создаст и организует свою жизнь.

В теории и практике анархизма существуют определенные противоречия и недостатки. В частности, исторически не оправдал себя индивидуальный террор против представителей государственной власти. История народовольческого и эсеровского террора в России показала его полную политическую несостоятельность.

Будущий общественный строй анархисты представляют довольно туманно, что ведет к идейной и политической неопределенности их действий. Отсутствие идейной стратегии и тактике приводит к глубоким противоречиям внутри анархистских движений, раскалывает их.

Либерализм

Либерализм является одним из самых распространенных идеологических течений. Он сформировался на рубеже XVII-XVIII веков как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В основу либерализма положен принцип свободы личности, ее ответственности перед самим собой, так и перед обществом, признание прав на индивидуальную свободу, самореализацию всех людей. Либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений, регулирования со стороны государства.

Рассматривая отношения государства и гражданского общества, идеологи либерализма выдвигают идею приоритета общества над государством. Идеология либерализма основана на отождествлении свободы и частной собственности.

В ХIХ-ХХ веках действовали две основные экономические модели, в равной степени, претендующие на наследие духа Просвещения - либеральный капитализм и социализм.

В 30-е годы ХХ века формируется идеология неолиберализма. Появление этой идеологии связано с экономическим курсом президента США Ф.Д. Рузвельта. Для выхода из кризиса неолибералы сформировали мобилизационную экономику, регулирование которой происходило через определенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активная социальная политика. Власть монополий была ограничена. Через налоговую систему материальные богатства общества в большей степени стали перераспределяться в пользу народа.

В 50 - 60-е годы на Западе в обстановке значительного экономического подъема возникла неолиберальная концепция "государства всеобщего благосостояния". В странах Запада действует так называемая "социальная рыночная экономика", предполагающая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня народа.

В современных условиях классический принцип либерализма в рыночной экономике – неограниченное потребительство не может действовать без ограничений. Современные промышленные технологии рассчитаны на постоянное вытеснение труда машинным производством. Растущая безработица, а значит, резкое снижение благосостояния трудящихся могут привести к огромным социальным потрясениям. Французский политолог Р. - Ж. Шварценберг считает, что для сохранения покоя и мира в обществе нужно ограничить действие свободной конкуренции, товарно-денежного фетишизма, безудержного потребительства.

Консерватизм

Консерватизм как идеология возник в качестве противовеса буржуазному либерализму, выступавшему в поддержку демократических революций в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. Создателями консерватизма являются западноевропейские философы и общественные деятели Э. Берк, Ж. Де Местр, Л. Де Бональд.

В ранний период своего развития консерватизм был связан с интересами светских и церковных феодалов, желавших сохранить высшую власть, привилегии и богатства. После победы буржуазных революций в Европе и Америке и установления капиталистических отношений консервативные слои общества выступили в их поддержку. В целом идеология консерватизма основывается на признании незыблемости естественным путем сложившегося порядка вещей и традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями.