Данный подход, разумеется, не является единственным при анализе политических ценностей. Он лишь показывает, что эта проблема весьма сложна. В литературе встречаются довольно упрощенные варианты ее исследования, сводящиеся иногда к перечислению категорий и понятий, входящих в политическую социологию или политологию. Редко встречается их содержательная характеристика. Можно предположить, что такая ситуация складывается и по причине разнообразных подходов к исследованию таких базовых социальных явлений как: политика, политическая свобода, политическое согласие, политическое доверие, политический порядок, политический конфликт, политическая стабильность и др. Сказывается отсутствие методологических оснований в анализе политических институтов, процессов, политических ценностей. Вообще ценностный подход, видимо, должен занять соответствующее ему положение. В.П. Тугаринов, давая определение ценностей, делает акцент на таких категориях, как «идея», «идеал», «цель», «норма». Думается, что их обозначение свидетельствует о том, что он видел в этом перспективу использования дополнительных исследовательских приемов, в том числе и в социологической науке.
Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.[5]
Природа интереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.
Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.
Сторонники другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).
Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.
Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания.
Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение (1) потребностей, (2) объектов, служащих средством их удовлетворения, (3) социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и (4) способов удовлетворения тех или иных потребностей.
В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.
Политический интерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках.[6] Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.
Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.
Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:
а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);
б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);
в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);
г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);
д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.
Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.
Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.
В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.
В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.
В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).