Реферат
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ЭЛИТЫ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
При органах власти различного уровня создаются аналитические подразделения, занимающиеся этими вопросами и разрабатывающие рекомендации по правильной ориентации практической политической деятельности.
Для отечественной науки обращение к исследованию элиты сопряжено с разработкой новой концепции социальной структуры общества, отходом от формационного принципа, анализа его истории, присущего марксистской теории. В последней каждая ступень (формация) развития общества характеризуется способом производства и обусловленными им производственными отношениями, и основная движущая сила истории классовая борьба. Теория элит к ключевым причинам политических и социальных перемен относит изменения внутри самой элиты, а также делит общество на элиту и массу.
Поэтому и в России и в бывших социалистических странах (народной демократии) теория элиты из-за партийной цензуры не только не получила признание, но оказалась недостаточно разработанной к настоящему времени.
Появившиеся у нас в последнее десятилетие публикации, в основном, являются переизданием научных трудов западноевропейских основоположников теории элиты, опубликованных авторами, как правило, в первой половине нынешнего столетия.
Отечественные исследователи, судя по опубликованным материалам, активизировали свою деятельность по изучению российских злит с начала 90-х годов, причем первые работы преимущественно носили информационно-справочный характер, например, в виде кратких биографий членов высшей представительной власти, лидеров партий и движений.
На протяжении веков и тысячелетий человеческое общество делилось на два класса: господствующий и «подчиненный» (рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, буржуа и пролетариат). Господствующий экономически, политически и духовно общественный класс был правящей силой, он проводил политику в своих интересах. Однако весь класс не может управлять обществом. Он всегда выделял из своей среды специально подготовленных людей - управленцев, которые от имени класса осуществляли руководство государством. В функциональном плане эта группа людей представляла собой «исполнительный комитет» господствующего класса. Аналогично и правящая политическая партия руководит государством и обществом через свои центральные органы. В них, кстати сказать, могут быть не только члены данной партии, а и другие люди, но выполняющие ее волю[1].
Эти группы людей, профессионально занимающиеся государственно-управленческой деятельностью, и называются элитами. Термин «элита» в переводе с французского означает «самое лучшее, отборное, избранное». Это социально-политическое явление стало предметом исследования в глубокой древности. Его трактовку мы находим в трудах Платона и Аристотеля, в средние века - у Н. Макиавелли. В современном виде теория элиты сформулирована в исследованиях Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллза и других ученых.
В повседневном языке понятие элиты употребляется в самом широком значении. Часто говорят об элитном товаре, элитных домах и квартирах, элитных животных и т. д. В социальном плане оно применяется для выделения в общественной структуре группы «избранных» лиц, осуществляющих управление людьми в различных сферах общества. Эту группу лиц в литературе принято называть «правящей элитой». В соответствии с тем, в какой области общественной жизни она осуществляет свою управленческую деятельность, выделяются следующие виды элит[2]:
Финансово-экономическая элита - группа крупных собственников, владеющих финансово-производственными объединениями, банками, торговыми фирмами. Они сосредоточивают в своих руках значительную часть материальных ресурсов страны и оказывают свое влияние на состояние экономического основания государственной власти.
Административно-бюрократическая элита - высший слой государственных служащих, составляющих аппарат власти, через который осуществляется управление обществом. Она монополизирует в своих руках организационно-технологические средства власти и тем самым представляет собой объективно необходимое звено в системе государственного управления.
Духовная, культурно-идеологическая элита включает в себя «властителей умов», носителей духовной власти. Это - руководители и крупные специалисты средств массовой информации и системы образования, видные творческие деятели (писатели, кинематографисты), священнослужители и т. д.
Военная элита объединяет высший генералитет вооруженных сил, внутренних дел и государственной безопасности, отчасти руководителей военно-промышленного комплекса.
В системе правящей элиты особое место занимает политическая элита. Она представляет собой относительно небольшую группу людей, концентрирующую в своих руках всю полноту государственной власти, занимающую высшие командные посты в управлении обществом. В ее деятельности фокусируется функционирование всех других видов правящей элиты. Это обусловливается тем, что политическая элита стоит в центре системы властных отношений и выполняет в обществе стратегическую, организаторскую и интегративную функции. Другие элиты осуществляют подобные функции в границах лишь своего объекта влияния (экономика, духовная жизнь, оборона). Политическая элита управляет обществом в целом, всеми его сферами. Она принимает стратегические решения, организует взаимодействие различных управленческих структур, интегрирует их усилия в решении общегосударственных задач. Таким образом, политическая элита выполняет в обществе роль группового политического лидера.
К политической элите наиболее тесно примыкают административная и военная элиты. Они являются своего рода рабочими органами высшего политического руководства страны. Административная служба проводит в жизнь государственно-политические решения, а часто и готовит их проекты (они разрабатываются, например, в администрации Президента). Военное руководство, по поручению правительства, разрабатывает и осуществляет (реально или в потенциальной форме) систему мер по выполнению политических решений военными средствами.
Механизм воздействия высшего эшелона государственной власти на деятельность финансово-экономической и духовно-культурной элит в современных условиях значительно сложнее. Наличие в стране экономических и политических свобод, идейного плюрализма ограничивает прямое вмешательство органов власти в эти сферы общественной жизни. Однако государственно-политическое регулирование осуществляется и здесь.
В наше время, в условиях значительного стирания классовых различий и многопартийности, политическая элита формируется из различных социальных слоев, политических партий и группировок. Ее персональный состав ныне не отражает социально-политическую структуру общества. Чтобы получать поддержку народа, она должна отражать в своей деятельности его общие интересы, выступающие как интересы национально-государственные.
В прошлые времена политическая ориентация высших руководителей государства определялась, как правило, их социально-классовой или сословной принадлежностью[3].
При первых Романовых (ХVII в.) важнейшие государственные вопросы решались на Земских соборах, на которых была представлена центральная и местные элиты, верхушку боярства составляли члены Боярской думы, выполнявшей совещательные функции при царе; но в ХVIII в., как констатирует Ключевский, боярство разрушается. Россия становится империей; император наделен неограниченной властью, система органов государственного управления строится на принципах бюрократической централизации. При Петре I на смену Боярской думе приходит Сенат, который решает административные, законодательные и судебные вопросы. В ХVIII веке место боярства «заняла новая чиновность знать, состоявшая из выслужившихся административных дельцов... это чиновничество усвоило себе некоторые политические замашки аристократии и стремилось из простого правительственного орудия превратиться в правительственный класс, в самобытную политическую силу, поэтому и можно назвать чиновной аристократией»[4].
После подавления восстановления декабристов, которых можно считать контрэлитой, попытавшейся свергнуть самодержавие и крепостничества, утверждается военно-бюрократический абсолютизм Николая I., бюрократия окончательно превратилась в самодовлеющую касту, стремившуюся подчинить себе все стороны человеческой жизни.
Поражение России в Крымской войне продемонстрировало отсталость - социальную и техническую, гнилость военно-бюрократической системы. На наш взгляд, вызывают уважение попытки Александра II либерализировать систему управления Россией, модернизировать ее элиту. Крупнейшая из реформ - отмена крепостного права, значительны и такие реформы, как реформа местного самоуправления (земства), судебная реформа, означавшая начальный шаг в направлении к правовому государству. Начавшиеся реформы были прерваны убийством царя и превалированием консервативной элиты, препятствовавшей процессу либерализации.
Разрыв между народом и элитой возрастал и достиг своего апогея в царствование Николая II и вылившись в революции ХХ века. В ходе революции 1905-1907 гг. Николай был вынужден пойти на существенные уступки в направлении конституционного ограничения самодержавия, на созыв Государственной думы. Тем не менее правящая элита сохранила свой сословный характер; дворянство, несмотря на свое несомненное ослабление и оскуднение, сохранило в элите основные позиции. Эта элита не могла приспособиться к изменившейся ситуации, к требованиям индустриального общества и бесконечно конфликтовала с Думами. К этому добавились внутренние противоречия в элите при слабом нерешительном царе, противостояние правящей элиты и той части политической элиты, которая рекрутировалась по новому для России каналу - через выборы в Государственную Думу. Усилия думской оппозиции и нападки либеральной и социалистической прессы, стремящимися скомпрометировать власть (во многом эта критика была справедливой) увенчались успехом. Властвующая элита полностью исчерпала доверие народа, утратила легитимность в его глазах, и в февральской революции не нашлось серьезных социальных сил, которые бы поддержали разваливающийся режим.