Смекни!
smekni.com

Политические традиции в России (стр. 4 из 4)

Автократические традиции сформировали у населения привычку персонифицировать власть и делать ставку на сильных (эффективных) руководителей государства. Подобные руководители пользовались популярностью в России из-за низкой политической мобильности демократических институтов, которая в свою очередь была обусловлена качественной неоднородностью (этнической, культурной, религиозной, региональной) населения страны. С точки зрения классической западной модели либеральной демократии последняя вообще проблематична в подобных (фрагментированных) обществах. Однако, несмотря на это, в России возникли и в той или иной форме воспроизводились своеобразные демократические институты, обеспечивающие согласование многообразных интересов различных частей населения. В то же время эти институты не в состоянии обеспечить эффективность управления. Именно из-за качественного многообразия страны эту функцию могут осуществлять лишь единовластные правители. Поэтому демократическое движение России в ходе либеральной политической реформы возродило не только российский парламентаризм в форме Государственной Думы и Совета Федерации, но и легитимную автократию в форме всенародно избираемого главы государства - Президента. Краткая история этих институтов свидетельствует о наличии множества проблем в их взаимоотношениях, а также в том, что они могут успешно осуществлять свои функции только На основе взаимной поддержки.

В условиях современной России разделение властей должно быть уравновешено сотрудничеством властей. Примером такого сотрудничества могут служить события 10-14 декабря 1992 г., связанные с преодолением правительственного кризиса, обусловленного началом радикальной экономической реформы и проведением так называемой шоковой терапии, в ходе которой произошло многократное повышение цен на большинство товаров и резкое снижение уровня жизни значительной части населения[11]. Для выявления наиболее приемлемого кандидата на должность главы правительства (вместо Е. Гайдара) фактически была применена та же политическая технология, что и на Земском соборе 1613 г. (антикризисный круг). Сначала от каждой из 17 фракций Съезда народных депутатов было выдвинуто по одному кандидату на пост главы правительства. Затем Президент провел согласование этих кандидатур с руководителями всех российских республик, краев и областей (сейчас они называются субъектами Федерации), после которого он оставил в списке претендентов только 5 фамилий. По этому списку провели предварительное мягкое рейтинговое голосование среди всех народных депутатов. По итогам голосования Президент отобрал 3 кандидатуры, получившие максимальное количество голосов "за" и минимальное - "против". Затем он снова провел консультации с руководителями республик, краев и областей и после этого предложил Съезду народных депутатов избрать на должность главы правительства B. C. Черномырдина. В результате голосования за эту кандидатуру высказался 721 (более 3/4 всех присутствующих) депутат, против - 172, воздержались - 48.

Этот эпизод жизни современной России свидетельствует о жизнеспособности стереотипов политического действия, возникших в далеком прошлом. Сохраняются, конечно, и другие стереотипы, проявившиеся во время вооруженного столкновения сторонников Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г. История неоднозначна, а действие политических традиций модифицируется сложившейся социальной ситуацией. Политический кризис 1993 г. возник под воздействием продолжающегося экономического спада, разрушения сложившейся социальной структуры общества, усиления имущественного расслоения и резкого ухудшения условий жизни. Кризис разрушил баланс политических сил, достигнутым в конце 1992 г. Следует отметить, что кризисные явления периодически возникают в жизни каждой страны, и в каждой стране существуют специфические политические технологии преодоления этих кризисов Европы. Подобная технология есть и в России - это сотрудничество ("симфония") властей, примером которого могут служить вышеупомянутые события 1613 и 1992 гг.

Политические традиции являются важной, но не единственной детерминантой политической жизни людей. Не меньшее влияние на нее оказывает характер социальной стратификации, которая представляет собой процесс и результат расслоения населения на неравнозначные по статусу группы.

Основные выводы:

• Политические традиции отражают особенности исторического развития всякого государства и обусловливают специфику устройства и взаимодействия его основных институтов.

• В политической жизни различных стран наблюдаются колебания между противоположными стратегиями решения общественных проблем: в США - между консерватизмом и либерализмом, в западноевропейских странах - между консерватизмом и социализмом.

• В современной России такими противоположными стратегиями являются либерализм (стремление к обеспечению гражданских свобод) и этатизм (стремление к обеспечению порядка в государстве).

• В ходе политической истории в России сложились и сохраняются в настоящее время как демократические, так и автократические традиции.

• Для успешного функционирования и развития современного российского государства необходим баланс институтов представительной и исполнительной власти, основанный на их автономии и сотрудничестве.

Список литературы

1. Артемов Г.П. "Политическая социология" 2003.

2. Иванов В.Н. "Политическая социология"

3. Борцов Ю.С., Сопов Г.П. "Политическая социология" Феникс 2007 535 стр.

4. Тощенко Ж.Г. "Политическая социология"

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.45. С.347

6. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994. С.119-130

7. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С.134-135.

8. Н.М. Карамзин. Соч.: В 12 т.М., 1989. Т.4. С.57-58

9. Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990. С.16-17

10. Полное собрание русских летописей. М, 1965. Т.1. С.377

11. Страны мира. Факты и цифры. М., 2000. С.35, 157


[1] [Гумилев, 1990, 499-500].

[2] [Гумилев, 1992, 20-21]

[3] [Страны мира. Факты и цифры. М., 2000. С. 35, 157]

[4] [Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990. С. 16-17]

[5] [Полное собрание русских летописей. М, 1965. Т. 1. С. 377]

[6] [История России. Народ и власть, 61, 220]

[7] [Н.М. Карамзин. Соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 4. С. 57-58]

[8] [Бердяев, 109-110]

[9] [Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 134-135].

[10] [Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 347]

[11] [Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994. С. 119-130]