Парето положил основу формированию социологического направления, критического по отношению к марксизму и к нормативным теориям демократии. Он полагал, что социальные перемены, какую бы идеологичес-кую окраску они ни имели, не приводят к исчезновению элит, а только изменят их характер и состав. Проявлением этого убеждения стало его знаменитое высказывание: «история – это кладбище аристократии». Ни социалистические революции, ни формирование представительной демократии не отменяют того факта, что уходящую элиту всегда сменяет новая элита. Революция 1917 г. в России стала, по мнению Парето, хорошим примером устойчивости элит. Деление на элиту и массы в России сохранилось, но произошло замещение старой аристократической царской элиты новой плебейской советской элитой [4].
Столь же скептически отнёсся Парето к обещаниям «народовластия» (власть исходит от народа, осуществляется народом и для народа, как гласит знаменитая формула Мэдисона). Выражение «демократический» Парето часто использовал в нарицательном смысле «плутодемократии», поскольку считал его некорректным, если демократия сводилась только к форме. Он полагал, что демократические системы способны лишь изменить способы рекрутирова-ния и циркуляции элит. При современных избирательных системах конкури-рующие в борьбе за власть лидеры в большей степени, чем аристократические элиты прошлого, прибегают к демагогии и популистским лозунгам.
В политологии исследованию проблемы обновления элиты посвящена теория циркуляции, или смены элит, основоположником которой был В. Парето. Термин «элита», в трактовке Парето, не имеет морального или почётного подтекста, а указывает всего лишь на класс людей, имеющих наивысшие достижения в какой-то сфере деятельности. Парето считает, что «было бы полезно разделить элиту на два класса: правящую элиту, включаю-щую людей, которые прямо или непрямо оказывают значительное влияние на правительство, и неправящую элиту, включающую остальных» [5].
Исходя из теории В. Парето, существует два главных типа элит, сменяющих друг друга. Первый тип – «львы»; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления. Второй тип – «лисы». Это мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием «львов». Неустойчивая политическая система нуждается в прагматически мыслящих, энергичных деятелях, новато-рах, комбинаторах. Постоянная смена одной элиты другой – результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Таким образом, сохранение равновесия социальной системы, по мере повторения политических ситуаций, требует постоянного процесса замены одной элиты на другую.
Общество, в которой преобладает элита «львов»-ретроградов, застойно. Элита «лис» динамична. Механизм социального равновесия функционирует исправно, когда обеспечивается пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции влечёт за собой вырождение правящей элиты, революционную ломку системы, выделение новой элиты с преобладанием «лис», которые со временем перерождаются во «львов».
Итальянский политолог, один из основателей элитологии Г. Моска, развивая идеи В. Парето, полагал, что «когда правящие или не правящие элиты пытаются отгородиться от притока новых способных людей из нижних слоёв общества, когда циркуляция элит затруднена, социальное равновесие расстроено, то и общественный порядок будет нарушаться» [6].
В. Парето доказывает, что если правящие элиты «не находят способов ассимилировать одарённых личностей, которые выдвинулись в низших классах, в обществе и в политике создаётся дисбаланс, который до тех пор не будет выправлен, пока не будут открыты новые каналы социальной мобильности, либо через насильственное свержение старой, неэффективной правящей элиты новой, более способной к управлению, элитой».
Учёные выдвигают предположение, касающееся вопроса смены элит. Оно заключается в том, что переход от тоталитаризма к демократии сопровождается обязательной сменой элит – тоталитарной на демократическую. Таким образом, сторонники данного подхода ставят функционирование политической элиты в зависимость от политического режима в государстве. На наш взгляд, хотя политический режим достаточно серьёзно влияет на функционирование политической элиты, прямой зависимости здесь нет. В такой зависимости, пожалуй, находятся лидеры политической элитной группы. Они, безусловно, являются важным звеном системы политической элиты, но в то же время их отсутствие, как правило, не сказывается на целостности системы, которая способна мобильно корректировать политические взгляды адекватно политической конъюнктуре.
Таким образом, политическая элита – системное образование, которое отличается особой сложностью функционирования её элементов, мобильностью и большой устойчивостью к резкой, революционной смене.
1.3 Властвующая элита
Так называется книга американского учёного Р. Миллса (1916-1962). Предмет его исследований – не элита в целом, в состав которой входит, скажем, интеллектуальная или спортивная элита, но правящая часть политической элиты (как было указано выше, В. Парето различал правящую политическую элиту и неуправляющую политическую элиту). Р. Миллс рассматривает «треугольник власти» – экономические корпорации, правительство, генералитет, которые образуют систему социального господства. Властвующая элита – это составляющие меньшинство общества дифференцированные группы людей, занимающие руководящие должности в политической, экономической и военной сферах и непосредственно влияющие на принятие государственных решений. Властвующая элита представляет собой как бы одну сверхкорпорацию, состоящую из трёх взаимосвязанных частей. Так сложилось исторически, поскольку решения в этих трёх сферах влияют друг на друга. «Большая тройка» — люди богатые, власть имущие и именитые, обладающие деньгами, почётом и славой. Они определяют события государственного, если не мирового значения.
Единство властвующей элиты формируют частные школы, университеты и клубы, а окончательно принадлежность человека к элите определяет «умение быть полезным начальству, от которого зависит ваше продвижение». Чтобы войти в элиту, надо отказаться от собственных индивидуальных свойств и стать похожим на других членов элиты, своим среди них. Это свойство в конечном счёте главное, хотя богатство, родственные и дружеские связи также имеют немаловажное значение.
Властвующая элита, по существу, не выборна, а назначаема. Это очевидно в военной и экономической сферах, но меньше заметно в политической сфере. Однако по мере бюрократизации политики, увеличения роли исполнительных органов по отношению к законодательным это становится всё более характерно и для политической элиты, высший административный состав которой в США насчитывает примерно 2 тыс. человек. Многие пружины деятельности элиты нейзвестны широкой публике, что питает разговоры о тайных заговорах [7].
Отмечая соотношение интересов властвующей элиты и населения, Миллс пишет, что имеются интересы общие (внешняя политика) и различные (внутренняя политика). Соотношение их меняется, но гармония интересов властвующей элиты и населения может быть только при бесконечном расширении рынков сбыта.
Миллс считает, что в настоящее время отсутствует равновесие между ветвями власти и между заинтересованными группами. «На смену политике, складывавшейся в результате избирательной борьбы, приходит авторитарная политика». Общественное мнение исчезло, как и свободный рынок. Обмен мнениями заменяется рекламой, и сама масса выступает в качестве рынка сбыта духовной продукции СМИ.
Важной характеристикой элиты является мобильность, или скорость циркуляции. Открытость элиты способствует увеличению её жизнестойкости, закрытость ведёт к её смене. В период смены элит легче войти в неё, но, как и ранее, для того, чтобы не выпасть, надо переродиться. Встроенность в иерархию – важнейшее условие вхождения в элиту, из чего следует отказ от выражения собственного мнения в случае необходимости (беспринципность), умение повелевать и подчиняться и т.п. Встроенность в систему даёт блага (деньги и власть). Критика элиты покоится на двух основах: на моральных и на зависти. Относящиеся к первой группе критиков не хотят попасть в элиту, вторые не могут.
М. Вебер делит политических функционеров на две группы: чиновников-специалистов, или государственных бюрократов, и чиновников-политиков, или профессиональных политиков. Первые должны быть беспристрастны, добросовестны и точны в выполнении приказов вне зависимости от собственных убеждений. Вторые лично ответственны за принятие решений. Первые зависят от воли не избирателей, а начальства. Вторые сообразуют свои действия с желаниями масс, т.е. являются «демагогами» в античном смысле. Профессиональным политиком может быть также журналист и партийный чиновник.
Глава 2. Сущность, структура и функции политической элиты
2.1 Место и роль элит в политическом процессе
Согласуя накопленный теоретический потенциал элитизма с практичес-ким опытом развития сложноорганизованных обществ, можно сказать, что политическая элита представляет собой социальную группу, которая прежде всего выполняет специализированные функции в сфере управления государст-вом и обществом. Политическая элита – это группа лиц, профессиональ-но занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития. В этом смысле у большинства населения власть, понимаемая как процесс реального управления и распоряжения общественными ресурсами, по сути дела отсутствует.