«Достаточно малого, очень
малого числа людей, поставленных
во главе государства, чтобы
исправить или испортить нравы
народа»
Цицерон –
римский сенатор, оратор
ПЛАН
Введение
Глава 1. Формирование и развитие элитистских подходов
1.1 Формирование элитистских представлений
1.2 Элиты и власть – основы видения Парето
1.3 Властвующая элита
Глава 2. Сущность, структура и функции политической элиты
2.1 Место и роль элит в политическом процессе
2.2 Основные функции политической элиты
2.3 Структура политической элиты
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ещё в древности люди заметили, что в обществе существуют две неравновесные группы: относительно самостоятельное и привилегированное меньшинство, которое властвует и управляет, и большинство, которое являет-ся объектом власти и управления. Что касается правящего меньшинства, то длительное время оно изучалось по описаниям жизни государей, вождей и других выдающихся личностей, находящихся в политике в центре внимания. И лишь в последние столетия характеристика этого слоя стала концептуально связываться со строением и характером организации политической власти и государства. С этой целью стал использоваться и термин «элита», который ещё в XVII в. обозначал товары высшего качества, а впоследствии стал применяться для обозначения высшей знати общества.
Происходящие в последнее время общественные преобразования актуа-лизируют изучение элиты, поскольку именно элитарным группам в различных отраслях функционирования общества отводится ключевая роль и именно они в большинстве случаев принимают окончательное решение в выборе вектора развития.
XX век резко подхлестнул процесс дифференциации и интеграции наук. Причём новые научные дисциплины всё чаще формируются не просто как специализированные области уже сложившихся научных дисциплин, а имен-но как дисциплины, интегрирующие достижения разных, главным образом смежных наук (порой весьма далёких друг от друга). Именно такой комплекс-ной научной дисциплиной, всё более претендующей на самостоятельный статус, является элитология. Она сформировалась в русле политической философии и политической социологии, но интегрировала достижения и методы других, смежных дисциплин.
Предметом элитологии является исследование процесса социально-политического управления, выявление и описание того социального слоя, который непосредственно осуществляет это управление, являясь его субъектом (или важнейшим структурным элементом этого субъекта), иначе говоря, - исследование элиты, её состава, законов её функционирования, прихода её к власти и удержания этой власти, её роли в социальном процессе, причин её деградации и ухода с исторической арены.
Собственно, интерес к вопросам роли правителей, власть предержащих, высших слоёв общества, всех тех, кто принимает важнейшие решения в политической, экономической, идеологической и иных жизненно важных областях социальной жизни, оказывают огромное, порой определяющее влияние на жизнь миллионов людей, закономерен и естественен. Эти люди неизменно находятся в фокусе общественного интереса, на авансцене истории и их, естественно, не обходили вниманием исследователи социально-политических процессов. Но особенно этот интерес возрос в последние десятилетия. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, в частности, с возрастанием роли элитных слоёв в политическом процессе, их возможностей манипулировать сознанием масс, опираясь на новейшие средства массовых коммуникаций. Воздействие управленческих решений, принимаемых элитой, на судьбы миллионов людей таково, что её качество, квалификация, социальные и этические характеристики существенно важны для общественно-политического потенциала страны. Отсюда – актуальность вопроса о том, есть ли возможность влиять на этот потенциал, повысить качество элиты, раскрыть законы эволюции и смены элит в определённых социальных системах. И если в 50-х – 60-х годах элитарные теории были в значительной мере оттеснены на второй план теориями политического плюрализма, то в 70-е – 90-е годы политологи пишут о своеобразном «ренессансе» элитаризма.
Глава 1. Формирование и развитие элитистских подходов
1.1 Формирование элитистских представлений
Учитывая многогранность категории «элита» целесообразно определить её терминологическое наполнение. По утверждению С.И. Ожегова и М.Ю. Шведова, «термин «элита» происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия категории «элита» - «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги» [1].
Самостоятельные элитистские концепции возникли лишь в конце XIX столетия, в борьбе с, условно говоря, антиэлитистскими теориями и идеями. Например, сторонники французского просветителя Ж.Ж. Руссо, исходя из неделимости народного суверенитета, считали, что сама передача гражданами даже части своих прав представителям во власти ведёт к разрушению системы народовластия, отрицая таким образом целесообразность разделения функций управляющих и управляемых.
Серьёзными оппонентами элитистов были учёные и мыслители, отказы-вавшие правящим слоям в каком-либо моральном оправдании их деятельнос-ти. Например, сторонники толстовства как социально этического учения находились в резкой нравственной оппозиции ко всем власть предержащим. Сам Л.Н. Толстой в произведениях «В чём моя вера», «Закон насилия» и некоторых других неоднократно сурово порицал систему светского правления, полагая, что «государственная власть всегда принадлежит худшим и злым», государственные властители «большей частью подкупленные насильники», а сенаторы, монархи и министры – «хуже и гаже палачей», ибо прикрывают зло, наносимое людям, лицемерием.
Несколько иные аргументы в пользу отрицания этических оснований существования правящего класса в России приводил известный правовед и философ И. Ильин. По его мнению, невозможность эффективного осуществления правящим меньшинством своих функций обусловлена нравственным состоянием сознания большинства населения. Эта нравственно и политически неразвитая часть общества – или «чернь» - напрочь лишена должного правосознания и потому «не ищет лучших людей и не хочет передавать им власть», но, даже «посадив свою власть… не умеет ей дать ни уважения, ни доверия, ни поддержки; она начинает подозревать её, проникается ненавистью к ней». Понятно, что в таких условиях ни власть, ни государство не могут эффективно осуществляться даже профессионалами [2].
Наша контрольная работа посвящена политической элите как носителю наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств, определяющих основы функционирования государства.
Представление об элите будет неполным без выяснения факторов, оказывающих прямое влияние на её формирование. К таким факторам, в частности, можно отнести:
- неравенство людей, обусловленное индивидуальными особен-ностями психики, что влечёт за собой различные лидерские способности;
- социальное неравенство людей, которое предопределяет различные возможности людей быть причисленными к элите (перефразировав Аристотеля, можно условно обозначить этот фактор «элита по крови» и «элита по духу»);
- неравные биологические возможности людей – крепкий организм, выносливость, сила и т.д.
Отнесение того или иного человека к элитной группе может расцениваться неоднозначно и весьма условно.
Анализируя особенности политической элиты, следует отметить, что она внутренне дифференцирована не только с точки зрения отдельного человека, но и с учётом структуры элитной группы. Так, по признаку наличия или отсутствия государственной власти политическую элиту можно разделить на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью (политическая элита власти), и оппозиционную (контрэлиту), а по критерию объёма властных полномочий – на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения, и административную, которую составляют служащие-управленцы (бюрократия). Различают также политические элиты в партиях и классах.
Будучи явлением многогранным, политическая элита концентрирует в себе все признаки формирования других элитных групп. Но особенностью политической элиты является то, что она функционирует, развивается не только на основе норм социальных, но и на основе норм правовых, которые предопределяют её постоянное обновление во многом за счёт принципа равенства всех перед законом [3].
Политические наблюдатели обратили внимание на перемены в стиле и способах осуществления политической власти. В последние 10-15 лет «дипломатичная» политика с поисками консенсуса и тенденцией к коалицион-ным действиям стала уступать место «твёрдым» решениям, что можно видеть в таких странах, как США, Великобритания, Италия, Израиль и Россия. Следуя традиции классической элитологии, мы условно обозначаем этот процесс как вытеснение лис львами.
1.2 Элиты и власть – основы видения Парето
Метафору львов и лис использовал Вильфредо Парето (1848-1923), перенявший её от Макиавелли, который, в свою очередь, продолжил эллинистическую и римскую традицию, где образ лисы выражал ловкость и хитрость, а образ льва – силу и прямолинейность. Такое видение было представлено им в «Трактате по общей социологии» (1916) и легло в основу подхода, который независимо от него развивал Г. Моска (1858-1941), а впоследствии Р. Михельс (1876-1936) и Ч.Р. Миллс (1916-1962). Современными продолжателями теории элит являются, наряду с другими, Дж. Сартори, Л. Филд и Дж. Хейли, Е. Этциони-Халеви.