Смекни!
smekni.com

Политический вопрос в России (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

ТЕМА: «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ»

ВЫПОЛНИЛА: студентка 4-й группы

II курса заочного отделения

Торопова Ж.В.

АРХАНГЕЛЬСК – 2006

Оглавление

1. Вступление………………………………………………………….стр.3

2. Политическая реальность современной России……………….стр.4

2.1. Модернизация. Либерализм или центризм?...........стр.4

2.2. Политический режим современной России………стр.6

2.3. Бюрократия и олигархия…………………………...стр.8

2.4. Российский федерализм……………………………..стр.10

2.5. О перспективах развития партийной системы в

России………………………………………………….стр.14

3. Заключение………………………………………………………….стр.15

Список использованной литературы……………………………….стр.17

Вступление

За всю, более чем тысячелетнюю, историю государства российского не было хотя бы одного столетия без потрясений в социально-политической жизни страны. Российская государственность берет свое начало с завоевания варягами славянской территории и воцарения их над местным населением в городе Киеве. Борьба за власть, междоусобицы были неотъемлемыми реалиями Киевской руси, а в дальнейшем и Московского государства. Бунты, перевороты, революции были чуть ли не основным содержанием политической истории Российской империи и Советского государства. Так что, центральным политическим вопросом в России, в принципе, был и остается вопрос о преемственности.

Здесь хочется привести высказывание одного из основателей телекомпании НТВ Игоря Малашенко по этому поводу1: «Центральный политический вопрос России – это всегда вопрос о преемственности, о наследовании. И ровно в тот день, когда новая власть утверждается в Кремле, она начинает думать об этой головоломной российской проблеме. Эти размышления привели к тому, что он [Б. Ельцин] избрал своим преемником Владимира Путина, с известными последствиями. Я абсолютно уверен, что это главный вопрос, который все это время блуждает по Кремлю, как призрак отца Гамлета. К чему придет Путин, для того чтобы решить эту проблему, я просто не знаю, у него есть еще достаточно много времени. Для российской элиты, соответственно, которая думает, каждая на своем уровне, об этой же проблеме, это такое кодовое слово "стабильность". На самом деле, для них стабильность означает прежде всего максимальное удержание власти, максимальное я имею в виду по времени. И действительно, одним из ответов на вот эту самую проблему преемственности, или наследования, является хунта, или такой настоящий авторитарный режим, к которому сейчас Россия медленно, но, кажется, с ускорением сползает. И вот это результат будет, действительно, ужасный, потому что Россия будет совершенно неспособна в этом варианте справиться с теми проблемами, которые перед ней стоят. А это проблемы национального выживания». Малашенко считает, что укрепление власти Путина влечет за собой негативные последствия, угрозу для России. Второй собеседник ведущего программы, Б.Березовский, высказал свое мнению по поводу этой угрозы. Настоящей угрозой России, ее камнем преткновения на пути к нормальному развитию общества, экономики и политической системы Б.Березовский считает «очень низкий интеллектуальный уровень власти. Угроза как следствие несостоятельности…». Политики «не в состоянии понять проблемы и уж тем более найти решение этих проблем»2.

Отсюда вытекают все проблемы и вопросы современной политической системы России, нашего общества, страны.

__________________________________________________________________

1 Интервью на радио «Эхо москвы» с Б.Березовским и И.Малашенко. 12 октября 2003 г.// http:// allmedia.ru;

2 Там же.

2. Политическая реальность современной России

Россия – одна из тех стран, которой достаточно болезненно дается дости­жение общности базовых интересов, легитимности национальной политической системы. Во многом это связано с сущностью того политического режима, ко­торый направляет и определяет характер социально-политических трансформа­ций, и тех сил, взаимодействие которых на политическом поле предопределяет конструктивный или дисфункциональный тип поиска консенсуса и согласия с нацией. Не секрет, что тот вариант модернизации, который получил название догоняющей, направляемый рукой элиты, стоящей во главе модернизационного процесса, часто наталкивается на сопротивление общества, обостряет конфликты, хотя в дальнейшем ход развития нередко заставляет наиболее даль­новидную часть элиты прилагать усилия для продвижения к примирению, при котором стороны стихийно стремятся получить взаимные гарантии обеспече­ния интересов друг друга во имя сохранения стабильности и предотвращения хаоса в стране.

2.1. Модернизация. Либерализм или центризм?

Путину досталась Россия, уставшая от кланово-олигархической вольницы, со слабой управляемостью, умеренным региональным сепаратизмом, выразив­шимся в отсутствии единого государственно-правового поля, ослабленной вер­тикалью власти, большей частью фрагментированной и раздробленной, вялой внешней политикой и, самое главное, – социально расколотая и деградирую­щая.

Что удалось сделать Путину в плане снижения возникших социальных напряжений за год после президентских выборов (март 2000 г.)? Укреплена российская государственность, консолидирована политическая власть, восста­новлена вертикаль государственного администрирования. Если раньше 25 % всех законодательных актов субъектов Федерации находилось в противоречии с Конституцией России и с федеральным законодательством, то сейчас –2/3 из них уже приведены в соответствие с Конституцией РФ. Путин стре­мительно форсирует реформирование политической системы общества, спра­ведливо полагая, что судьба дальнейших экономических и демократических реформ зависит главным образом только от политических решений и корен­ного пересмотра основ нашей политической системы. Для России предметом политического конфликта сегодня чаще всего выступают вопросы социально-экономического и политического устройства общества, организации государ­ственного управления, проблемы механизмов принятия политических решений и – самое главное – проблемы субъекта политического действия, от имени которого выстраивается политическая и социальная конфигурация социума.

На основе укрепления государственности удалось создать предпосылки для экономического роста. Однако в последнее вре­мя темпы экономического роста стали замедляться. Это обострило конфликт­ное противоборство между либерально-ориентированными представителями правящего класса и государственниками по поводу стратегии экономического развития.

Это, пожалуй, самый проблемный пункт нынешней политической ситу­ации в России – отсутствие экономической стратегии развития. До сих пор не прекращается острое противостояние по поводу моделей экономического реформирования России. Сторонники либерального подхода предполагают, что государство должно сделать основной акцент на институциональных преобра­зованиях и формировании рыночных институтов (разработке законодательства и правил регулирования, сокращении нерыночного сектора и теневой эконо­мики), избирательно поддерживать социальную сферу и образование, но при этом отказаться от активной промышленной политики. Либеральные авторы исходят из той концептуальной предпосылки, что саморазвитие экономики при ограниченном государственном участии обязательно выведет ее на траекторию устойчивого роста.

Сторонники «дирижистской» модели отвергают тезис о возможности успешного саморазвития, поскольку российская экономика реагирует на ры­ночные сигналы совсем не так, как в теории. Соглашаясь с необходимостью институциональных преобразований и формирования рыночных институтов, они ставят во главу угла концентрацию государственных усилий на селективной промышленной, социальной и образовательной политике. Но это предполагает наличие политико-экономического проекта, приемлемого и привлекательного для подавляющего большинства российского общества.

Путин лавировал между двумя этими линиями, не занимая определенной позиции, за что получал критику и справа, и слева. Но сейчас к реализации принята все-таки программа Г. Грефа, отстаивающая либераль­ный вариант развития (центристская, и более государственно-ориентированная программа В. Ишаева отставлена). Программа Г. Грефа подверглась очень су­щественной критике за то, что больше отвечает интересам все тех же крупных финансово-промышленных групп, эксплуатирующих природные и финансо­вые ресурсы общества. Ее основа – ускоренная приватизация и сокращение государственного бюджета, минимизация роли государственного регулирова­ния, что неминуемо ведет к продолжению роста имущественного неравенства и социальной дефадации.

Навязываемый сверху либерализм вступает в противоречие с интересами основной части российского населения, не стыкуется с основным программ­ным тезисом Путина о том, что «Россия исчерпала свой лимит на полити­ческие и социально – экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования». К тому же в последние годы правления Ельцина, отмечен­ные нарастанием масштабов хаоса, развала и анархии, породили в обществе определенную усталость и апатию, вызвали ностальгию по советскому про­шлому и в какой-то мере способствовали преодолению тотального нигилизма по отношению к социалистическому периоду нашей истории: общество вдруг оценило значимость наработанного промышленно-индустриального капитала, на котором и держится пока разваливающаяся Россия, завоевания социальной демократии и гарантии национальной безопасности.