Смекни!
smekni.com

Политический конфликт (стр. 2 из 3)

Некоторые ученые придерживаются деления конфликтов на неантагонистические (примирении) и антагонистические (непримиримые). Они считают, что неумение или нежелание разрешения неантагонистического конфликта способствуют его переходу в хроническую форму и даже перерастанию в антагонистическую. Вместо этого поиск взаимных компромиссов, способов урегулювання конфликтов может снять остроту и превратить конфликт в неантагонистический.

Известны ситуации имитации конфликта как попытки идеологического, политического, морального давления. Такие конфликты называют воображаемыми, но они могут превратиться в реальные, если возникнет противоборство между сторонами, чьи интересы окажутся под угрозой.

В объективном историческом процессе различают конфликты, которые несут позитивный и негативный потенциал. Они могут быть позитивными, производительными, а при определенных условиях — негативными, которые тормозят историческое развитие и являются деструктивными относительно субъектов—участников конфликтов.

Существует две формы хода конфликтов: открытая — откровенное противостояние, столкновение, борьба, и закрытая, или латентная, когда откровенного противостояния нет, но продолжается невидимая борьба. Примером латентной формы конфликта являются междунациональные конфликты на территории прежнего СССР, где «национальный вопрос был решен раз и навсегда».

Любой социальный конфликт, приобретая значительные масштабы, объективно становится социально-политическим, то есть задевает деятельность управленческих институтов, влияя на механизмы и способы этой деятельности, на их структуры, политику, которую они осуществляют. Политические институты, организации, движения, втягиваясь в конфликт, активно отстаивают определенные социально-экономические интересы. Соответственно, политические конфликты разделяют на два вида:

— конфликт между властью и общественными силами, интересы которых не представлены в структуре властных отношений;

— конфликт внутри существующей власти, который связан с внутригрупповой борьбой за распределение властных полномочий и соответствующих позиций, с попытками обоснования нового курса в пределах существующего политического строя.

Конфликты приобретают политическую значимость, если они касаются международных, классовых, межэтнических, межнациональных, религиозных, демографических, региональных и других отношений. В настоящее время часто наблюдается одна из разновидностей социального конфликта — межэтнический, связанный с противоречиями, которые возникают между нациями. Особую остроту он приобрел в странах, которые испытали крах формы государственного строя (СССР, Югославия). Понятия «конфликт» используют в политическом контексте, когда идет речь о крупномасштабных столкновениях внутри государств (революция, контрреволюция), и между государствами (войны, партизанские движения).

Некоторые ученые (И. Прокопенко, В. Малишенко) определяют несколько уровней развития политического конфликта, связанных с генезисом властных отношений:

1) в масштабах всего политического пространства относительно легитимации власти, ее признание или непризнание (идет речь о «народной легитимации», что основана на доверии масс к власти, на поддержке политической элиты);

2) конфликтные отношения в политической элите относительно объема властных полномочий, обоснования их необходимости;

3) борьба и противостояние политических элит на международной арене.

Каждый конфликт можно изучить с помощью базовых параметров, к которым принадлежат уровень, масштабы, острота, сфера возникновения, динамика развития, технология урегулирования. Выделяют определенные этапы хода конфликта, то есть его динамику.

Российский ученый В. Смолянский предлагает выделять такие стадии: 1) потенциального конфликта (наличие конфликтной ситуации);

2) перехода потенциального конфликта в реальный (осознание посягательства на собственные интересы);

3) конфликтных действий;

4) решение конфликта.

Конфликтная ситуация не всегда перерастает в конфликт, но за началом конфликта наступает его эскалация (англ, eskalation — постепенное расширение, усиление) к кульминационным точкам, а затем — спад и завершение. Конфликту присущая многомерность, поскольку завершение одного конфликта может повлечь другой, к тому же в другой сфере. Часто после завершения конфликта возникает еще один этап — постконфликтный синдром, который характеризуется напряжением в отношениях сторон, которые только что конфликтовали. В случае заострения он может положить начало новому конфликту. Эту гипотезу иллюстрируют перманентный ближневосточный конфликт, конфликты в Северной Ирландии, Испании и др. Завершение конфликта может быть классифицировано по степени решения — как полное или частичное решение, и по характеру последствий как успех, компромисс, выход из компромисса, поражение.

Французский политолог Б. Гурней отметил, что в мире существует лишь одно место, где нет конфликтов, — кладбище.

Основные способы урегулирования конфликтных ситуаций

Современный период развития общества характеризуется значительным усилением напряженности, ростом противоречий, возникновением многочисленных конфликтов в разных сферах жизни. Но субъекты управления не всегда понимают внутренние причины того, что происходит, несостоятельные адекватно реагировать на опасные процессы. Нередко это является следствием отсутствия прикладных методик мониторинга, экспертизы и оптимизации конфликта.

Современные исследования акцентируют внимание на проблеме, связанной с регуляцией конфликтов и управлением ими, с соотношением соперничества и сотрудничества. Актуально переход украинской конфликтологии от общетеоретических исследований и анализа фундаментальных категорий к прикладным аспектам, от объяснительных функций к конструктивным. В основе их должны быть такие понятия, как регуляция и управление социальными конфликтами, конфликтный мониторинг и конфликтный менеджмент. Исследователи В. Кремень, О. Чумиков, В. Бекешкина, В. Небоженко, Г. Пирен, Е. Степанов, К. Боулдинг и другие рассматривают конфликт как динамический тип социальных отношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве определенных противоречиво осознанных преимуществ интересов или ценностей, которые постоянно присутствуют и не поддаются полному устранению.

При нынешнем социально-политическом развитии Украины актуальным является исследование конфликтов в социально-политической сфере. Необходимость этого связана со слабым знанием закономерности возникновения, хода и урегулирования конфликтов при таких специфических обстоятельствах, как переходный период.

Если переходный период, который является трансформацией социальной системы из ригидного (жесткого) состояния в гибкое (плюралистический), анализировать с позиций конфликтологии, то очевидными становятся такие его особенности:

— все самые важные сферы общественной жизни пронизывает всеохватывающий политический конфликт, а поэтому политологический анализ социальных коллизий во многих случаях приобретает решающего значение;

— если при стабильных условиях социально-политический конфликт имеет преимущественно горизонтальный характер (борьба в пределах режима), то в переходный период — вертикальный (борьба за режим).

Современные исследователи на примерах событий в прежнем СССР, а затем в Украине и некоторых других постсоветских государствах исследуют в политико-конфликтологические плоскости проблемы баланса ветвей власти, доверия к власти, отечественной многопартийности, политикоекономические коллизии в государственном и частном секторах экономики, а также политическое основание этнических процессов. Рядом с теоретическим анализом предлагаются механизмы, которые могут обеспечить снижение негативных последствий.

Большинство социально-политических конфликтов могут оптимизированы на любом уровне и стадии, но для этого необходимо овладеть механизмом управления ими.

Управление конфликтом — урегулирование, решение, подавление, а также инициация определенных конфликтных ситуаций в интересах общества в целом или отдельных его субъектов.

Правильно организованное управление обеспечивает минимизацию неминуемых политических, социальных, экономических и моральных потерь, оптимизацию определенных сфер общественной жизни. Социально-политическое развитие не является следствием конфликта, как и не является следствием воображаемой бесконфликтности. Позитивное его качество обеспечивает умение влиять на конфликт в нужном направлении.

Считают, что оптимальным вариантом действий относительно конфликта является предотвращение и отворачивание. Насколько это возможно, однозначного ответа не существует. Ведь конфликт возникает, когда нарушается консенсус, а консенсус появляется, когда регулируется конфликт. В отношениях социальных сообществ соперничество и сотрудничество пронизывают большинство конфликтов, поэтому попытки окончательно отвернуть или устранить конфликт по большей части напрасны. Ведь существование консенсуса без конфликта лишено смысла. Другое дело, когда идет речь об отворачивании большого, открытого, длительного конфликта. Некоторые зарубежные и отечественные исследователи подчеркивают, что управление как такого не может произойти по форме решение противоречий между объективными потребностями развития и общественной оболочкой, в которой он реализуется. Если такая оболочка препятствует развитию, то ее следует изменить или разрушить. Рациональное управление не может отвернуть или заменить социальную революцию или локальные коллизии, но оно способно минимизировать неминуемые потери и улучшить достижение. В этом и заключается сущность управления конфликтом.

Для локализации конфликтогенного поля важно уметь выбрать способы и стиль поведения в конфликтной ситуации, их условно разделяют на морально-правовой, силовой, реалистический (принудительно-переговорный), идеалистический, интегративный.