3. Роль маркетинга в предвыборный компаниях
2003–2004 гг. – особое время в российской общественной жизни, когда на первый план в государственных институтах, СМИ, политических партиях и организациях выходит комплекс вопросов, связанных с приближающимися выборами в Государственную Думу и следующими за ними выборами Президента Российской Федерации. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы выборных технологий, различных аспектов политического консультирования, в том числе – и социологического обеспечения избирательных кампаний.
Рассмотрим основные этапы разработки и реализации маркетинга избирательной кампании и возможностями участия в электоральном процессе современной социологической службы.
В целом избирательную кампанию можно условно подразделить на два этапа, первый из которых характеризует период работ до разработки предвыборной стратегии, а второй включает непосредственно разработку стратегии и ее реализацию.
Этап, предшествующий разработке стратегии избирательной кампании.
Первый этап предвыборной кампании реализуется фактически исключительно силами привлекаемой к ведению кампании социологической службы. Его главной целью является сбор необходимой фоновой социальной информации о конкретном регионе, в котором планируется избирательная кампания. Зачастую в практике российского политического консультирования данному этапу кампании, как и элементам социо-политических исследований на других ее этапах, уделяется недостаточно внимания с целью экономии средств и времени кандидата и команды.
Однако такой подход является большим заблуждением, ибо сбор фоновой информации и ее последующий профессиональный анализ являются важнейшей стадией процесса разработки избирательной стратегии в целом, так как позволяют дать необходимый исходный материал для дальнейших действий. И конечный успех кампании не в последнюю очередь зависит от того, насколько точными и объективными были данные, предоставленные аналитическим центром кандидата на первом этапе работы.
При недостаточной определенности критериев выбора исследовательского центра существует также опасность привлечения к кампании служб, чей профессиональный уровень и региональная инфраструктура не позволяют провести весь спектр исследований на уровне, необходимом для правильной разработки стратегии и оценки отдельных ее элементов. В целом сегодня существуют два основных подхода к выбору службы для социологической поддержки избирательной кампании:
Нередко первый этап кампании реализуется силами самих политических консультантов, или к нему привлекаются социологические службы и специалисты, чьи услуги имеют в глазах клиентов определенные экономические преимущества. Такой подход подразумевает привлечение специалистами из центра интервьюеров на местах, создание импровизированных бригад интервьюеров. Этот подход опасен тем, что интервьюеры представляют из себя непрофессиональную, плохо структурированную команду, которую трудно контролировать. Мировой опыт свидетельствует, что наименее эффективными интервьюерами являются столь часто привлекаемые в России к опросам студенты. Кроме того, при подобном подходе к социологическому обеспечению кампании трудно рассчитывать на получение объективных результатов, которые и являются конечной целью организации любого исследования.
Существует и альтернативный подход: координация и проведение широкого спектра электоральных исследований профессиональными компаниями Москвы и Санкт-Петербурга, обладающими разветвленной сетью интервьюеров в регионах, что позволяет оперативно отслеживать и анализировать любую необходимую информацию. Привлечение социологических служб такого уровня обычно подразумевает не только получение базовой социальной информации на первом этапе кампании, но и непосредственное участие исследовательского центра в последующих этапах кампании с целью ее оперативной диагностики и коррекции. Именно такой подход к электоральной социологии оказывается наиболее эффективным в условиях современной острой конкуренции в предвыборный период.
Кроме того, нецелесообразным является привлечение к проведению исследований различных социологических служб и компаний. Это связано с различиями в методологии ведения работ, а также с различиями в построении выборки. Наиболее достоверными объективно являются результаты с наименьшей ошибкой выборки. Кроме того, сравнение данных различных социологических служб в одном региональном штабе психологически провоцирует на принятие за основополагающие результаты, наиболее полно отвечающие ожиданиям команды. Подчеркиваем, что этот подход не является эффективным для ведения предвыборной кампании потому, что даже самый современный анализ недостоверных результатов неизбежно приводит к искажению электоральной ситуации и, как следствие этого, – к неверному подходу к разработке дальнейшей стратегии.
Что же включает в себя сбор фоновой социальной информации о регионе, реализуемый социологами на первом этапе кампании? Прежде всего — оценку таких объективных факторов, как материальное благосостояние населения, электоральные настроения, проблемы, стоящие перед государством, регионом и конкретным человеком, результаты предыдущих выборов - т.е. сбор и анализ всех данных, определяющих глубинные мотивации электорального поведения. Не менее важно и выявление подсознательных иррациональных настроений электората, к которым относятся: стереотипные установки (как истинные, так и ложные), сложившиеся у населения в том или ином регионе, основные экспектации, фобии, предпочтения, характеристики «желательного» лидера и т.д. На основе полученных данных готовится аналитическая информация в форме отчетов, с учетом которых специалисты-технологи конструируют модель предвыборной кампании, а также определяют основные сроки реализации определенных элементов в масштабах государства в целом и отдельных регионов в частности. Подводя итог, можно сделать вывод, что на начальном этапе реализации предвыборной кампании единый координирующий центр осуществляет следующие виды работ[4]:
• Сбор фоновой социальной информации в масштабе России, определение электоральных настроений в отдельных регионах (в зависимости от задачи).
• Выяснение иррациональных факторов, определяющих психологический настрой избирателей в регионах.
• Анализ ожиданий электората.
• Измерение рейтинга текущей известности кандидата и его основных конкурентов.
• Оценка восприятия кандидата электоратом.
• Анализ текущего имиджа кандидата.
• Выявление возможных «целевых групп» воздействия.
• Сегментация электората в рамках населенного пункта, региона, России.
• Выявление сильных и слабых сторон конкурентов.
Во время проведения исследований первого этапа используются как количественные, так и качественные методы, однако предпочтение отдается количественным, потому что практика установила их максимальную эффективность в условиях временного цейтнота предварительной диагностики. Однако работа в таком режиме требует наличия действующей профессиональной инфраструктуры социологической службы в регионах.
Региональная исследовательская команда состоит обычно из руководителя и группы интервьюеров (их может быть 10 в небольшом населенном пункте, 50 в области и 500 при проведении всероссийского опроса). Обязательным критерием участия в такой команде для нас является опыт участия интервьюеров в 5-6 исследованиях подобного рода, обучение у квалифицированных специалистов – социологов, психологов. Такого рода подготовка необходима для выработки индивидуального подхода к каждому респонденту при общей позиции «отстраненности» интервьюера. Недопустима ситуация, когда интервьюер пытается навязать опрашиваемым свою точку зрения, «подсказать» ответ. Психологическая подготовка требуется интервьюерам особенно при работе с острыми вопросами политического характера во время хода избирательной кампании.
Интервьюерами могут быть люди нейтральных профессиональных интересов с хорошими коммуникативными навыками, но они ни в коем случае не должны быть вовлечены в политические процессы на местном уровне. Люди никогда не станут объективно отвечать на вопрос об оценке деятельности губернатора, зная, что интервьюер работает в местной администрации. Этот фактор особенно важен для небольших населенных пунктов.
Перед началом каждого исследования ведущие специалисты проводят с интервьюерами брифинг-инструктаж для разбора анкеты, выяснения особенностей опросов, ввода и обработки информации (если исследование осуществляется с помощью компьютерной технологии или проходит телефонный опрос при использовании). По завершении исследования мы проводим дибрифинг с устным отчетом интервьюеров. Каждый интервьюер и руководитель поля помимо этого готовит письменный отчет о проведении поля. К сожалению, практика дибрифингов и письменных отчетов принята далеко не всеми отечественными исследовательскими компаниями, что в целом существенно снижает уровень проведения работ и делает практически невозможным контроль за качеством полученных результатов и работой каждого из интервьюеров.
Вместе с тем необходимость такого контроля трудно переоценить. Любая сознательная ложь или неправильное понимание задачи исследования способны привести к искажению конечного результата. Поэтому в мире принято контролировать 10-15% интервью, а также проверять работу интервьюеров методом почтового опроса ежегодно на одном исследовании. В России реальная практика контроля за качеством пока скорее исключение, чем правило, особенно в горячую пору предвыборных баталий. Тем не менее, существует жесткий двойной контроль за качеством, в ходе которого проверяется деятельность каждого интервьюера.