В конце 90-х гг ХХ в. в связи с углублением крупных явлений в ряде государств "третьего мира" и образованием обширных областей политической нестабильности, радикальные исламисты получили возможность действовать в составе незаконных вооруженных формирований, вступая в столкновения с регулярными правительственными войсками.
Таким образом действуют исламисты в Индийском штате Джамму и Кашмир, на Филлипинах, в Алжире, в Центрально-азиатском регионе. "Партизанская война" возможна благодаря поддержке ряда государств, прежде всего Афганистана и Пакистана. Так, Кашмирские сепаратисты базируются на территории Пакистана, а боевики ИДУ в Афганистане.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что:
1. Экстремистские партии в качестве основных используют насильственные методы борьбы, к которым относятся прежде всего террористические акции против представителей власти, иностранных граждан и гражданского населения в целях дестабилизации ситуации в обществе.
2. В целях финансирования экстремистами активно используются наркоторговля, незаконная торговля оружием, а также внешнее спонсорство.
3. На современном этапе делаются попытки создания нового типа религиозно-политической организации, транснационально-террористической, характеризующейся отсутствием четкой структуры, единством целей, задач, финансового и материально-технического обеспечения.
1. Игнатенко А. От Филиппин до Косово. //Независимая газета. 12 10 2000.
2. Плотников Н. Исламские экстремисты объединяются. //Независимая газета. 29 08 2000.
Ротарь И. Фундаменталисты активизируются. //Независимая газета. 15 08 2000.
3. Млечин Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни. //Новое время. 1992. № 17. с. 23.
4. Основные террористические организации в мире. //Сегодня. 13 03 96. с. 17.
5. Москалев Л. Дара под названием Джихад. //Независимая газета. 18 09 2000. с. 5.
6. Крылов А. Истоки и надежды исламского сепаратизма. //Азия Африка сегодня. 1991. № 5. с. 15.
Николаев Д. Наступит ли мир на Миньдао. //Независимая газета. 11 04 96. с.2.
7. Юсуфзада М. Современный джихад – война во имя… Дискредитация ислама? //НЭБ. 14 03 2000.
8. Капитонов К. Отец террора. //НГ – Религии. 3 – 10 02 2000.
9. Игнатенко А. Зеленый "Internetционал". //НГ – Религии. 7 04 99. с. 7.
10. Ойбек Жума Бандиты и их правозащитники. //НЭБ. 1993.
11. Ротарь И. Указ. соч.
12. Федяшин А. Санитарный кордон вокруг Афганистана. //Эхо планеты. 2000. № 11. с.11.
13. См., например, Комаров О. Кто он, Джума Намангани? //Независимая газета. 24 08 2000.
14. Мехман Гафарлы Спецслужбы разоблачили террористов.// Независимая газета. 2 09 2000.
15. Исламское движение Узбекистана: хроника преступлений. //НЭБ.
16. См., например, СНГ
Ротарь И. в краю моджахедов. //Независимая газета. 16 11 2000. с. 5.
Поляков С. Угроза исламистского экстремизма будет расти. //Век. 8 09 2000. с. 7.
Пономарев В. На грани начала войны. //Независимая газета. 11 10 2000.
17. Томилин А. Тупик для Мушаррафа. //Независимая газета. 22 01
2000. с. 7.
18. См. Ойбек Жума. Указ. соч.
19. Феоктистов С. Фундаменталисты делают ставку на террор. //Азия Африка сегодня. 1993. № 7. с. 23.
20. Расстрел мечети в Пакистане. //Независимая газета. 2 10 99. с. 6.
21. Шестернина Е. В Кашмире людей убивают десятками. //независимая газета. 3 08 2000. с. 6.
22. Шестернина Е. У истории с заложниками на Филиппинах не видно конца. //Независимая газета. 14 09 2000.
23. См. Как распутать Алжирский узел? //За рубежом. 1995. № 2. с. 3.
24. Лакер У. Террор эпохи постмодернизма. //США: ЭПИ. 1997. №. 2. с. 17
Морозов Г.И. Международный терроризм. //США: ЭПИ. 1997. № 2. с. 19.
ГЛАВА 4. ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В МАКРОИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
4.1 ПОСЛЕДСТВИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социально-политическое развитие стран "третьего мира", однако, в любом случае влияние это со знаком "минус" в силу самой деструктивной природы экстремизма.
Деятельность исламистских организаций принимает наиболее опасный характер в условиях слабости государственного контроля над национальными территориями. В результате образуются зоны, ситуация в которых реально контролируется исламистскими группировками. В качестве примера можно привести районы на юге Ливана, контролируемые Хезболла, южную часть Филлипин, где действует исламистский "Фронт освобождения Моро", северную часть о.Суматра (Индонезия), контролируемые исламистским движением "Свободный Ачех", различные районы на Молуккских островах, подконтрольные исламистскому экспедиционному корпусу "Лашкар джихад" ("Воинство джихада"), Каратегинская долина, Таджикистан, Чеченская республика в период 1996-1999 гг. и т.д. 1
Пожалуй, наиболее ярким примером является Афганистан, где к власти пришло исламистское движение Талибан во многом благодаря политической анархии, царившей в стране. 2
В этих условиях исламисты присваивают себе функции органов государственной власти, юридическая система приводится в соответствии с шариатом. Например, возникшая в 1991 г. в Намангане (Узбекистан) фундаменталистское движение "Адолат" ("Справедливость") наравне с официальными властями осуществляло охрану общественного порядка, наказывая виновных по законам шариата. 3 Подобной практикой занималась и "Хамас" на территории Палестинской автономии. 4
Преследованиям подвергаются не только преступные элементы: воры, проститутки, но и женщины, не закрывающие лицо, люди не выполняющие религиозных обрядов, подозреваемые в связях с Западом коллаборационизм, мусульмане, принявшие христианство.
На территориях, контролируемых исламистами, население активно вовлекается в производство и транспортировку наркотиков. Так, руководители "Талибан" поощряют выращивание крестьянами опиумного мака, собирают с него специальный налог. 5
В Каратегинской долине Таджикистана, контролируемой боевиками исламской оппозиции производство и контрабанда наркотиков является самым прибыльным занятием местного населения. 6
Стоит упомянуть также о таком факторе как успешное использование исламистами нерешенных межнациональных противоречий результатом которого является дестабилизация ситуации не только в отдельных государствах, но и в целых гарнизонах.
Фактически во всех судебных материалах по делу любой радикальной исламистской организации присутствует обвинение в разжигании межнациональной или межрелигиозной розни.
В Хартии – программном документе Хамас содержится призыв к уничтожению евреев: "Любого еврея можно с полным основанием считать военным поселенцем, и наша обязанность - убить его". 7 На севере Египта экстремисты из "Аль-гамаа аль исламийя" и "Таухид ва-аль-Хиджра" развернули террор против христиан - коптов. Только за 9 месяцев 1992 г. в межконфессиональных столкновениях и в результате терактов погибло более 120 человек, за период с 1992г. по 1998г. число жертв составило 1200 человек. 8 Еще более кровавые столкновения между христианами и мусульманами происходят на Маллукских островах (Индонезия), где только за 1999 г. погибло более 1500 тысяч человек, 10 а также на севере Нигерии в штате Кадуна. 9
Крайне негативное влияние оказывают исламистские организации, такие как Хамас, Хезболла, Исламистский джихад, исламистские организации, на процесс ближневосточного урегулирования, провоцируя акты насилия со стороны Израиля, занимая по отношению к нему бескомпромисную позицию, затрудняя тем сасым переговорный процесс.
Особенно очевиден этот факт в свете последних событий на территории Палестинской автономии, где в конце прошлого года произошла очередная эсколация населения. 10
Другим регионом, где исламистские экстремисты выступают в качестве дестобилизирующего фактора, является Центральная Азия. С приходом к власти в Афганистане движения Талибан, здесь оразовался очаг распростронения исламизма, носящего ярко выраженный экспансивный характер. В полной мере это ощущают среднеазиатские государства СНГ:
Узбекистан, Таджикистан, Киргизия - на территории которых действуют вооруженные формирования ИДУ, поддерживаемые Кабулам. Данные государства рассматриваются лидерами лидерами движения Талибан прежде всего в качестве плацдарма расспростронения воинствующего исламизма, а боевики ИДУ совместно с нелигальными фундаменталистскими группировками, решают задачу "расшатывания" правящих режимов "изнутри".11
В этой связи нельзя обойти вниманием и сепаратистские движения, насящие исламистский характер, прежде всего в и.Индийском штате Джамму и Кашмир (Фронт освобождения Джамму и Кашмир) и на юге Филлипин (Исламский фронт освобождения Моро). Поддерживаемые извне, они препятствуют нормальному социально-экономическому развитию данных областей. Кроме того, подчас служат причиной межгосударственных противоречий. Так, поддержка Пакистаном кашмирских сепаратистов, крайне негативно сказывается на его дипломатических отношений с Индией. 12
Террористическая деятельность, экстремистских группировок, особенно практика "слепых" террористических акций в ряде случаев оказывает дестабилизирующее влияние на общество, порождая атмосферу страха и неуверенности. Наиболее наглядным примером может служить