Подведем итоги нашего исследования.
В своем сочинении Платон дал широкую картину того, как должно быть устроено идеальное государства (оно должно быть аристократическим), каждый человек должен с детства заниматься тем, чем ему предназначено и не подвергать свое тело и душу различным соблазнам в виде чрезмерных любовных утех или увлечения «не той» поэзией.
Если бы такое государство и такой человек в действительности существовали, то, наверное, это было бы хорошо, хоть и скучно было бы общаться с такими высокомудрыми гражданами. Какие – то идеи Платона воплотились с точностью в реальной жизни (в особенности, что касается олигархии, тирании и демократии), какие-то, к счастью, нет. Можно идеально отстроить государственный механизм, но подчинить душу человека единым правилам – невозможно. И вся история прошедшего столетия это доказала, когда полностью провалились попытки «создать нового человека».
В своем труде "Политика" Аристотель указывает на основное предназначение государства как достижении общего блага. "Поскольку, как мы видим, - пишет философ, - всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим"
Для Аристотеля, полис (государство) представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку сделать государство "чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи.
Политическое устройство (государство) и право необходимо предполагают свободу членов данного политико-правового общения. Тем самым политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом подчинении или в рабском состоянии.
Учение Аристотеля не потеряло своей актуальности и в современном мире.
Аристотель в трактате "Политика" подчеркивал ответственность государства за поддержание сотрудничества и преодоление распрей между людьми. Конфликты возникают там, где государство нарушает принципы распределения благ. Источник распрей между людьми философ видел в неравенстве почестей (тщеславии) и неравенстве имущества (корысти). Забота руководителя государства в первую очередь о себе (власть, почести) является главной причиной политических противоборств, приводящих в конечном итоге к деспотии и тирании, при которых процветает насилие над гражданами. Мыслитель считал, что власть должна принадлежать не бедным и не самым богатым, а средним рабовладельцам-политикам.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что идеи Платона и Аристотеля современны и востребованы в современной России.
1. Античные философы и их произведения. Ростов-на-Дону, 1992.- 535с.
2. Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. -400с.
3. Аристотель. Этика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. -496с.
4. Асмус В.Ф. Античная философия: критика учения Платона «Об идеях» у Аристотеля. . 268с.
5. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1976.- 337с.
6. Бурханов Р.А. Политические учения античности. : Учебно-методическоепособие. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского педагогическогоинститута, 1995.- 339с.
7. Вишневский А.Ф., Горбатюк Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. –М.: Проспект, 2004 – 457с.
8. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. 652с.
9. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998.- 892с.
10. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 2005-544с.
11. История политических учений. Под ред. К.А.Мокичева. — М., 1991.-612с.
12. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве.
13. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель — М., , 1993 — .313с.
14. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 2005.- 312с.
15. Платон. Сочинения в трех томах. М., 1968-72
16. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.-409с.
17. Философия: Учебник для ВУЗов // Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Русское слово, 2006.402с.
18. Чанышев А. Курс лекций по древней философии - М.: 1981.Лекция XXIV Тема 57- 447с.
[1] Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. // Вступит. ст., прим. И.Д. Рожанского. М.: Мысль, 1981. Т. 1.
[2] Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.
[3] Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.
[4] Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 2005
[5] История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 2005
[6] Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. –С. 12
[7] История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 2005
[8] Асмус В.Ф. Античная философия.. М., 1976.
[9] Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.С. 136
[10] Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. С. 102
[11] там же
[12] Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.с. 172
[13] Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1994
[14] Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
[15] Античные философы и их произведения. Ростов-на-Дону, 1992.с. 114
[15] Чанышев А. Курс лекций по древней философии - М.: 1981.Лекция XXIV Тема 57
[16] История политических учений. Под ред. К.А.Мокичева. — М., 1991.с. 117
[16] Чанышев А. Курс лекций по древней философии - М.: 1981.Лекция XXIV Тема 57
[17] Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1998.с. 172
[18] Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. с. 23
[19] Барциц И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд. Московского ун-та, 2000. С. 109 - 110.