Смекни!
smekni.com

Политическая антропология о происхождении государства (стр. 3 из 7)

Редистрибуция как важнейший политэкономический принцип возникает с того момента, когда средства коллектива оказываются в распоряжении главы группы. Посредством щедрых демонстративных раздач глава процветающей группы повышает свой престиж и занимает более высокое положение в общине. Эти щедрые раздачи связаны со специфическим институтом, которое получило название бигмена (от англ. bigman).

Принципиальное отличие власти бигменов от власти вождей – это ненаследуемый характер их общественного статуса. Источник высокого статуса бигмена – это его престиж, связанный с организацией массовых пиршеств и раздач. Это позволяло ему создавать сеть зависимых лиц, что дополнительно способствовало его преуспеванию. Однако влияние бигмена не было стабильным и полностью зависело от его возможности поддерживать клиентные связи с другими членами общины и требовать возвращения долгов, от его умения подчинить амбиции членов общины своим собственным интересам.

Но что же дальше? Как существует община в окружающем ее мире? Каков характер ее связей с соседями, тем более с этнически родственными ей общинами? Эти вопросы привели антропологов к разработке такой формы социальной организации, как племя.

Племя

Понятие племени – одно из самых неопределенных в антропологической науке. Характеризуя племенной уровень политической интеграции, Сервис акцентирует внимание на том, что это – надобщинная политическая структура.[11] Каждый сегмент племенной организации (община, линидж, патронимия и т.д.) экономически независим. Лидерство в племенах, как и в локальных группах, является личным. Оно основано исключительно на индивидуальных способностях и не предполагает каких-либо формализованных должностей. Однако в племенах существует определенный механизм урегулирования конфликтов путем посредничества. Данные функции могут быть возложены как на племенные сегменты, так и на их представителей или наиболее авторитетных лиц.

Нередко говорят о двух исторических формах племенной организации. Более ранняя из них обозначается термином «сегментарное племя» или «сегментарное общество».

«Сегментарным называется общество, где социальные механизмы опираются на институциональное существование сегментов, которое то распадаются, то соединяются в зависимости от назревших задач, конфликтов, требующих разрешения, предстоящих сражений».[12] Несколько типов сегментов, объединенных по территориальному, возрастному, семейному признакам, могут сохранять устойчивость. Самыми эффективными с точки зрения устойчивости сегментами являются сегменты, создаваемые на основе семейных групп, благодаря привязанности к общему предку. Как правило, в этом случае уже можно говорить о роде.

Ярким примером сегментарного общества может служить народ нуэров, уже упомянутый выше. В своем труде «Нуэры» Эванс-Причард замечает: «Племена нуэров разбиты на сегменты».[13] Вследствие сезонных изменений, атмосферных и погодных условий ритм социальной и хозяйственной жизни этих племен находит свое выражение в политических структурах через механизм чередующихся делений и слияний отдельных групп. Картина рассеивающих и объединяющих миграций может быть представлена следующим образом. Нуэры делятся на группы по территориальному признаку, от самой маленькой – хижины, где обитает моногамная семья, до самой большой – нации нуэров. Общая схема такова: нуэры делятся на племена, которые сами делятся на различные подразделения до деревень включительно, а те, в свою очередь, также распадаются на домохозяйства. В случае необходимости (например, ведение войны против врагов нации) разрозненные группы объединяются.

Все группы, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми большими, можно представить в виде концентрических кругов. Таким образом, получаются следующие уровни:

· Хижина

· Угодье, которое объединяет несколько хижин и хлевов

· Деревня, которая включает несколько хозяйств и является самой мелкой из единиц, основанных не на строго родственном принципе

· Округ, объединяющий деревни, расположенные в радиусе, обеспечивающем легкость общения

· Внутриплеменные образования третьего порядка, объединяющие несколько деревень, занимающих строго определенную часть территории и пастбищ в сухой период. Их группировка происходит на основе сегментов более низкого уровня, чем племя

· Племенные образования второго порядка

· Племенные образования первого порядка

· Племена

· Народ нуэров, объединяющий все племена

Племя составляет территориальную единицу, население которой составляет от 3 до 45 тысяч человек. В экономическом плане племя автономно, располагает собственными пастбищами, скотом и другими ресурсами. Каждое племя обладает своим именем, а внутри него можно выделить доминирующий клан или расширенную семейную группу. Сверх того, каждое племя делится на подгруппы территориального типа, а затем – на возрастные классы. Племя – наиболее широкое сообщество, внутри него споры между его членами могут разрешаться с помощью своеобразного третейского суда, а конфликты с чужеземцами решаются при помощи других сообществ того же типа.

Внутри племени существует система компенсаций, к примеру, убийство нуэра одного племени нуэром другого племени может закончится межплеменной войной, но если убийстов произошло в рамках одного племени, то дело решается арбитражем,. Его возможность обуславливается тем фактом, что члены одного племени считают себя единым целым. В то же время племена не являются замкнутыми группами, так как на всей территории между племенами существует обмен людьми (заключение браков) и торговля. Таким образом, нуэры составляют единое сообщество без явных нарушений связей, имеет общую культуру.

Политическая принадлежность имеет специфический характер: член политической группы одновременно принадлежит ей лишь постольку, поскольку он не является членом других групп того же типа, причем каждый индивид может считать или не считать себя членом группы и это зависит, главным образом, от периода (к примеру, период межплеменных войн). Сегменты образуются не по воле случая и, вследствие этого, они глубоко институционализированы. В то же время они сохраняют свою относительность: племенной сегмент представляет собой политическую группу по отношению к другим сегментам того же порядка.

В обществе нуэров действует не только система племенных сегментов, но и в системе возрастных групп, и в сфере родственных отношений.

Нуэры группируются также и по родовой принадлежности, которая выступает как форма существования сегментов в условиях родственных отношений. Клан – это экзогамная система родовых отношений потомков, корни которых восходят к единому предку. Род представляет собой группу родственников по отцовской линии, включающую всех живых потомков основателя линии. Каждый член рода может установить свое положение по отношению к другим членам с помощью генеалогии, при этом умершие члены рода играют чисто позиционную роль в генеалогическом древе.

«Вторичная» форма племени как политически более интегрированная структура имела зародешевые органы общеплеменной власти: народное собрание, совет старейшин и военных и/или гражданских вождей. Подобный тип общества был обрисован Л.Морганом на примере ирокезов в его книгах «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851) и «Древнее общество» (1877). Морган выделил следующие признаки ирокезского племени: единые территория, название, диалект языка, верования и культы, право утверждать и смещать мирный вождей. Племена делились на две экзогамные группы – фратрии, последние состояли из родов и более мелких структурных подразделений.

Начиная с 60-х годов XX в., взгляд на племя как на универсальный институт первобытной эпохи был подвергнут критике в западной антропологии. В настоящее время большинство зарубежных исследователей придерживаются точки зрения М. Фрида, согласно которой племена возникали только как следствие внешнего давления развитых государственных обществ на безгосударственные и такая форма социальной организации имеет вторичный характер.[14] В соответствии с данным мнением, “племя» не включается в обязательный перечень форм перехода политической организации от локальных групп к государственности.

Вождество

Термином «чифдом» (chiefdom), или в русском переводе «вождеством», принято обозначать такой тип социально-политической организации, который упрощенно можно охарактеризовать таким образом: это «социальный организм, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь)».[15] Опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, редистрибутивную, судебно-медиативную и религиозно-культовую деятельность общества. В последнее время этот термин все чаще используют для обозначения позднепервобытного, предклассового общества в целом.

Теорию вождества можно назвать одним из наиболее фундаментальных и выдающихся достижений политантропологии. В рамках неоэволюционистской схемы уровней социальной интеграции (локальная группа – община – вождество – раннее государство – национальное государство) вождество занимает среднюю ступень. По справедливому замечанию Р. Карнейро, вождество стало первым в истории человечества опытом введения политической иерархии и преодоления локальной автономии общин.[16]