В литературе последних лет преобладает описание репрессий, выражавшихся в крайне жестоких формах по отношению к личности (ГУЛАГ, ссылка, расстрел, тюрьма). Однако нередко игнорируются другие формы наказания, которые приобрели значительный размах, влияя на судьбы людей, их семей, родственников, коллег, знакомых. Применительно к той части интеллигенции, которая искренне и с энтузиазмом участвовала в социалистическом строительстве, в духовной и идеологической жизни страны нередко использовали такие меры наказания, которые уничтожали творческий потенциал личности, а мотивы их применения носили чаще всего абсурдный и безнравственный характер. Об этом свидетельствуют дневники и воспоминания представителей творческой интеллигенции 30-х гг.
Среди использовавшихся мер наказания особенно распространенными были такие, как исключение из партии, что для некоторых групп советской интеллигенции с прочными коммунистическими убеждениями превращалось в личную трагедию. Партийные проработки, обсуждения, уничтожающая человеческое достоинство критика, отстранение от работы не только самих "виновников", но и членов их семей, моральное осуждение и презрение со стороны бывших коллег и сослуживцев, осознание несправедливости подобных мер наказания, превращение в изгоев - все это не просто травмировало личность психологически и нравственно, а уничтожало в ней желание работать и жить. Все эти формы наказания, переживания, связанные с пониманием несправедливости и жестокости, ярко описал в своем дневнике ссыльного редактора "В середине 30-х годов" А. Кириллов. Автор с большой убедительностью и добротой описал свои переживания в ссылке - трагедию личности, преданной идеям социализма, страдающей не только от несправедливости выдвинутых обвинений, но и еще в большей мере от невежества, хамства, бескультурья малообразованных партийных "роботов", не понимавших, что они творят от имени партии во имя торжества идей социализма. Трагедия такого типа личности нередко заканчивалась добровольным уходом из жизни, самоубийством, как это и произошло с Алексеем Кирилловым.
Подобного рода материалы позволяют с большой степенью достоверности описать трагедию именно той части интеллигенции, которая принимала активное, добровольное участие в идеологической жизни страны 30-х гг., отдавая свои духовные силы, знания, талант утверждению новых форм жизни.
Можно найти большое количество различных доводов и объяснений и даже оправдания событий 30-х гг.: трудностями экономического и политического характера, низким уровнем грамотности и политической культуры населения, сложностью внутренней и внешней обстановки, в которой оказалась страна накануне войны, даже историческими корнями прошлых времен, искалечившими человеческую личность. Тем не менее все эти обстоятельства ни в коей мере не умаляют важности изучения этой сложной проблемы. Она должна разрабатываться совместными силами историков, философов, психологов, социологов, педагогов, юристов с целью не только объективного освещения событий тех трагических лет, но и во имя будущего - неповторения подобного, когда сама интеллигенция активно участвует в осуществлении политики государства по уничтожению своих собственных интеллектуальных сил, которые являются достоянием всей нации, всего народа.
Вся политика - созидательная и репрессивная - подчинялась одной главной цели - движению России по пути коммунизма, первый этап которого рассматривался как строительство социализма. Данное положение марксистской теории пронизывало всю официальную идеологию, которая влияла на общественное сознание, а ее главным проводником и распространителем была интеллигенция.
Все содержание идеологической системы, характер и тип ее изменения нуждается в самом тщательном изучении, поскольку в ней сосуществовали самые различные элементы, включая и такие, как гуманизм, общечеловеческие ценности, интернационализм, дружба и равенство народов, взаимная помощь и поддержка, патриотизм, которые всегда были характерны для сознания и бытия российского человека. Главная идея, ядро идеологии обосновывалось не научными разработками и прогнозами, как это постоянно утверждали политики всех периодов советской власти, оно базировалось на психологии веры, надежды, пожеланиях, стремлениях масс жить в новом мире, в мире социального равенства и справедливости. Это обстоятельство создавало в общество особый режим существования партийной элиты, уверенной в успехе благодаря поддержке масс.
Психология веры и надежды, характерная для всех народов мира и всех исторических эпох человечества, в том числе и современного российского общества, играла более значительную роль в обществе 20-30-х гг., чем в другие исторические периоды, переживавшиеся Россией. Она питалась революционным энтузиазмом, эйфорией успеха, громадным творческим порывом всего трудового народа. В этих условиях потребность в глубоких научных исследованиях, в обоснованных прогнозах, в поисках различных вариантов экономического, политического, социального развития отступала на второй план, что проявлялось в позиции верхов, постоянно утверждавших, что все развитие страны основывается на марксистской теории.
Поэтому важным средством поддержания и питания официальной идеологии стали идеи мировой революции, неизбежности скорого построения общества всеобщего равенства и благоденствия, жертвенности народа (а не партийной бюрократии) во имя торжества коммунизма, бескомпромиссной борьбы со всеми врагами, отступниками, колеблющимися и сомневающимися в верности избранного пути, возможности построения нового мира. Все это свидетельствует о том, насколько был сложен и труден путь движения к подлинным человеческим ценностям, как сложны были проблемы, которые стояли и стоят перед теоретиками, идеологами, политиками, учеными, занимающимися историей общественного развития.