Смекни!
smekni.com

Власть в современном обществе (стр. 1 из 4)

Реферат

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Власть в современном обществе»

Выполнил: Студент ФИО

Проверил: ФИО

2009 г.


Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Власть как общественное явление. Политическая власть……………….......4

2. Основания политической власти, её легитимность………….........................9

3. Структура политической власти……………………………………..............11

4. Ресурсы политической власти………………………………………..............12

5. Основные функции и формы политической власти……………...................15

6. Новые тенденции в развитии политической власти……………..................17

7. Современные концепции власти………………………………………..........18

Заключение………………………………………………………………….........21

Литература……………………………………………………………………….22


Введение

Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она даёт ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Целью данной работы является рассмотрение сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, её источников и ресурсов, форм, современных концепций политической власти, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в её развитии.


1. Власть как общественное явление. Политическая власть

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «судебная власть», «власть мафии», «партийная власть» и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определённых целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчинённые. По своей природе власть представляет собой явление социальное, поскольку возникает в обществе. Трудно себе представить общество без власти. Это равносильно хаосу, дезорганизации, саморазрушению социальных отношений. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и, прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме этого, наличие власти вызвано объективной потребностью в упорядочении, регулировании социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей посредством принуждения. Главное состоит в многогранности самой власти как общественного феномена. Для понятия политической власти – это акцент на сущностной стороне политики как взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определённого класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. В своём общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельности, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми. Политическая власть характеризуется рядом признаков.

Первое. Она закономерно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений, прежде всего между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями: отстаивающими их интересы. Политическая власть – свойство не индивидуальных и межличностных отношений между большими общественными группами, нациями, региональными или иными человеческими объединениями, наконец, между данным обществом и его членами. Власть – компонент общественной системы в целом. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определённых социальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоёв народа.

Второе. Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвований. Ведь речь идёт о подчинении воли одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другим, что вызывает сопротивление последних. Противоречие вытекает также из асимметричности властного отношения. А именно: из определённых преимуществ, каковыми обладает властвующий субъект (статус, влияние, авторитет, информированность и т.д.). В частности, на современном этапе цивилизации всевозрастающее значение приобретает знание. Власть становится всё больше действием и отношением, основанным на обладании знанием и его распределении.

Третье. Власть – это потенциал, возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, причём зависящих от условий. В этом смысле её нельзя присвоить. Захватив власть, передать её из одних рук в другие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определённую совокупность средств или право, которые обеспечивают формирование и реализацию способности одних навязывать свою волю другим, управлять их поведением и деятельностью. В том числе утверждать и закреплять определённые ценности и нормы, определяющие статус и социальную роль тех лиц, групп и организаций, которые в новой системе отношений обладают доступом к принятию общезначимых решений.

Четвёртое. Политическая власть производна от общественной системы, а более конкретно – от социальной структуры и, в конечном итоге, от общественных экономических отношений. Именно в конечном итоге. Отсюда вытекает принципиальное отрицание сведения власти к сфере субъективно-волевого действия людей. Несводимость, однако, не равнозначна исключению во властеотношениях субъективно-волевого момента, в том числе и возможности его решающей роли в определённых конкретных ситуациях. С учётом сказанного следует подходить к известному тезису К.Маркса: «При исследовании явлений государственной жизни… легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которые столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю попеременно то на одной, то на другой стороне, а будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица».

Следовательно, при анализе политической власти нужно иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают непосредственно наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно волевыми отношениями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.

Пятое. Политическая власть, безусловно, связана с принуждением, что фиксировалось во всех историко-политических взглядах, и также отмечается в современных представлениях. Тем не менее, её нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физическим насилием. Если это делалось многими политическими теоретиками в прошлом, то имелись для того объективные причины. Например, однозначное определение классиками марксизма политической власти в эксплуататорском обществе как организованного насилия одного класса над другими, относилось к характеристике диктатуры буржуазии, свидетелями которой они были. Думается, что во многом такое определение применимо и к современности, что подтверждается господством в ряде стран мира диктаторских режимов. Тем не менее, в обществах, основанных на принципах демократии, политическая власть, не исключая возможности принуждения, выступает и в других формах доминирования властвующих субъектов. Главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т.д. Сущность, идеал социалистического народовластия, о чём писали гуманисты-социалисты, конечно же, не сводится к принуждению, а предполагает также сознательное, добровольное участие масс в принятии политических решений.

Рассматривая понятие политической власти в широком плане, надо подчеркнуть, что принуждение вообще не исчерпывает сущность власти. Последняя служит способом (средством) регулирования общественных отношений, совместной жизни людей, важнейшим фактором управления обществом. Современные исследователи подчеркивают, что у власти главный аспект – это управление общественной жизнью людей; она составляет неотъемлемый элемент системы социального управления, средство, обеспечивающее организованность и управляемость человеческими сообществами. Следовательно, структура властеотношений не тождественна отношению «господство – подчинение», а ещё включает подсистему «управляющий и управляемый». Последняя, хотя полностью не вписывается в орбиту власти (властвовать и управлять - не одно и то же), тем не менее, образует один из атрибутивных её элементов. Власть политическую нередко понимают как управление государством.