На примере деятельности Мапай и ха- Шомер ха- цаир можно проследить, как необходимость расширения поля своей деятельности и устранения противоречий помогает завоёвывать всё больше и больше сторонников. Так, в связи с интеграцией рабочего движения в Мапай, в ней возникла склонность к демократичной позиции и плюрализму. И хотя это, к сожалению, было вынужденным шагом, это стало более прогрессивным решением (так сказать, «социализм с человеческим лицом»), чем левомарксистское видение диктатуры пролетариата у ха- Шомер ха- цаир. Очевидно, что на этом этапе общественного развития партии допускали вступление в свои ряды представителей новых общественных сил. Это способствовало увеличению числа членов партии и ещё более широкого распространения своих идей в обществе. Также это приводило к тому, что происходила «вербовка» сторонников из окружения таких новых членов партии.
Как мы видим, для сглаживания противоречий в среде ишува необходимо было развивать определённую гибкость в политических учреждениях. Такая гибкость политической и организационной структуры партий ишува была, возможно, единственным выходом в ситуации создания национального государства, когда для решения тактических вопросов в условиях цейтнота, военной угрозы и т. д. «рамки» уставов и программ было излишним «балластом». Однако и здесь возникал конфликт интересов, так как это могло привести к манипулированию (разночтению) идейными положениями, что при разрешении вопросов приводило к затруднению, как это не странно, также найти необходимое согласие.
Таким образом, мы подходим к важному заключению, которое сформулировали Д. Хоровиц и М. Лиссак. Согласно этому положению, для создания суверенного государства допустимо отложить разрешение возникших конфликтов и противоречий. Считаю возможным привести пример, который красноречиво показывает пагубность «мелких» с точки зрения шкалы ценностей, споров и разногласий, которые в конечном итоге привели к потере государственного суверенитета и независимости.
Украина в результате февральской революции 1917 года получила уникальную возможность реализовать многовековые чаяния украинского народа на создание свободного независимого государства. Причём, получила эту возможность без вооружённой борьбы. И здесь, как и в среде ишува, существовали всевозможные партии и общественные организации. Одни выступали за полную независимость, другие- за федеральное государство с Россией. Одних устраивало построение общества на примере стран Западной Европы, других привлекал социалистический уклад. Были крайние и справа и слева… В результате при отсутствии политического консенсуса, твёрдой воли и решительности в украинском обществе, власть менялась с поразительной быстротой: на смену Правительства Украинской народной республики пришёл Гетьманат, который был с легкостью смещён белогвардейцами генерала Деникина; немецкие оккупационные власти менялись петлюровцами и т. д.
Однако, опираясь на грубую военную силу, не взирая на какие- либо законы, войска большевистской России очень быстро установили в многострадальной республике тоталитарный режим, «похоронив» мечты украинцев на независимое государство на более чем 70 лет.
Можно заметить, что упомянутые конфликты представляли угрозу всей политической системе.
Д. Хоровиц и М. Лиссак отмечали, что Израиль «поднимается» над внутренними проблемами. Это привело к возникновению факторов сплочения, которые создали возможность провозглашения государства. «Именно обстоятельства, на первый взгляд усложнявшие урегулирование конфликтов в ишуве и препятствовавшие их разрешению, создавали условия, которые в конечном итоге способствовали стабилизации положения». (Власть и политика в Государстве Израиль. Часть № 1, стр. 113). Например, центр освобождался от решения проблем, не связанных с управлением (вопросы религиозного воспитания, существование больничных касс Гистадрута). Репатрианты, приезжавшие из разных стран с уже устоявшимися политическими воззрениями, будучи вовлечёнными в строительство нового государства, также способствовали устранению или сглаживанию противоречий и конфликтов (существовали, например, «правые» в рабочем движении и «левые» в среде ревизионистов).
Все эти факторы вместе взятые и привели к признанию важности широких согласований, которые создали предпосылки для общественного согласия при провозглашении нового государства- Государства Израиль.
Вопрос № 3
Дайте определение понятию «либеральная демократия», после чего проанализируйте (вкратце), можно ли считать Государство Израиль либеральным и демократическим?
Либера́льная демокра́тия (другое название — полиа́рхия) является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. Характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе, поскольку общественность видит в них угрозу для самой либеральной демократии. Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества. (Из Викепедии- свободной энциклопедии).
На мой взгляд, Государство Израиль можно назвать либеральным и демократическим и вот почему.
Во-первых, в Израиле существует ограниченная власть. Ни одна партия не имеет в Кнесете большинства, поэтому широко распространены коалиционные правительства.
Во-вторых, действует, без сомнения, перенятое у Британии прецедентное право при отсутствии конституции. Важнейшей в данном случае является роль Верховного суда, «в принципиально важных вердиктах которого установлено, что властные инстанции не имеют права нарушать личные свободы и не могут превышать полномочия, предоставленные им законами, которые утвердил Кнессет» (Власть и политика в Государстве Израиль. Часть № 2, стр. 13).
Указанные судебные решения превратились в подобие базовых основ государственного строя Израиля.
В- третьих, не взирая на некоторую военную цензуру (существующую, кстати, и у стран, являющихся общепризнанными идеалами либеральной демократии- США и Великобритании во время Второй мировой войны), израильские средства массовой информации достаточно свободны и вольны в своих суждениях по тем или иным вопросам общественной жизни. Более того, существует некое добровольное соглашение между Генеральным штабом Армии Обороны Израиля и редакторами газет, в котором первые не прибегали бы к цензуре, а вторые воздерживались бы от публикации материалов, которые можно считать подрывающими обороноспособность страны.
В конечном счёте в 1992 году были приняты два основных закона, гарантирующих права граждан, присущие либерально- демократическому государству. Это Основной закон о свободе деятельности и Основной закон о достоинстве человека и его свободе.
О том, как Израиль выстоял в борьбе за демократические свободы, отметил Ш. Авинери: «Меньшего, чем в Израиле, давления на общество бывало достаточно для того, чтобы демократическая система в нём развалилась и уступила место власти, не основанной на согласии,- военной, «вождистской» или однопартийной диктатуре. Вопреки пророчествам пессимистов, Израиль не превратился ни в Спарту, ну в Пруссию.» (Власть и политика в Государстве Израиль. Часть № 2, стр. 43).