Одной из первоочередных задач, поставленных руководством партии перед местными структурами в 2003 году, является расширение сети представительств: "необходимо увеличить число первичных партийных отделений. В связи с предстоящими выборами в Государственную Думу в планах партийных лидеров также повышение численности местных отделений. Увеличение числа и усложнение структуры партийных организаций, вероятно, приведет к росту числа партийных работников или расширению их полномочий"[10]. Возможно, для некоторых партийцев это станет возможностью для продвижения "наверх", в партийную элиту.
Сейчас сформирован аппарат местных отделений, создающий условия для деятельности местных партийных лидеров. Все это делает партийную элиту "единороссов" влиятельной силой на уровне муниципальных образований и объясняет стремление многих представителей местной элиты войти в партию. Членство в "Единой России" гарантирует потенциальные выгоды представителям местной элиты. Прежде всего, "местную элиту привлекает реальная возможность попасть в "большую политику", то есть подняться на уровень региона. Представителей партийной элиты на местах интересует, прежде всего, возможность занять пост руководителя местного политсовета. Он становится "пропуском" в среду регионального партийного руководства, гарантией успешной партийной карьеры"[11]. Главы большинства муниципальных образований избегают конфликтов с партийными структурами "Единой России", но при этом не высказывают ей и официальной поддержки.
Внутриэлитные отношения на местном уровне характеризуются сосуществованием двух противоположных тенденций: с одной стороны, повышается степень внутриэлитной консолидации, с другой - происходит прогрессирующее дробление местных элит.
На сегодняшний день в России можно выделить две сложившиеся модели взаимодействия "партии власти" с местной элитой. Рассмотрим подробнее эти модели.
Первая модель предполагает консолидацию элит на местном уровне. На локальном уровне "Единая Россия" стремится консолидировать элиту вокруг себя. Стремление консолидировать местную элиту может выражаться в назначении на пост главы города компромиссной фигуры, выгодной для партии. При данной модели местная элита действует сплоченно, объединяется вокруг партии. Эта модель практически не предусматривает конфликтов в элите.
Главным критерием привлекательности партийной организации для местной элиты становятся имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Кроме того, представителей муниципального элитного сообщества интересует возможность успешной партийной карьеры в выбранной организации, быстрого продвижения "наверх". Третьим важным условием становится степень самостоятельности, которой обладают представители местной элиты той или иной партии.
В случае необходимости главы территорий могут вести диалог с элитой партий неофициально, через своих подчиненных - заместителей, работников администраций. На практике именно они открыто проявляют интерес к партийной жизни и становятся членами той или иной партии, представленной на уровне их муниципального образования. Партийность повышает их статус, переводя из группы простых чиновников-исполнителей в состав партийных деятелей. Однако они не становятся самостоятельными игроками на местном политическом поле, оставаясь неформальными "посредниками" между партийным руководством и главой МСУ.
Партийная элита "Единой России" является влиятельной силой на местах. При этом внутри этой группы идет напряженная борьба за лидерство. По мнению, Т.Б. Витковской, "в ее составе сегодня слишком много амбициозных и влиятельных людей. Это заставляет некоторых представителей местной политической элиты и крупного бизнеса, решивших стать сторонниками определенной партийной группы, переориентироваться на другие партийные организации, в первую очередь "правые" - "Яблоко" и СПС"[12].
Еще одной причиной, по которой некоторые представители муниципальной элиты опасаются связывать себя обязательствами с "Единой Россией", являются существующие в партии жесткая иерархия и почти тотальная соподчиненность. Прием новых членов не только в региональную, но и в муниципальные организации до недавнего времени в обязательном порядке согласовывался с федеральными партийными структурами, лидеры местных организаций "Единой России" безальтернативно предлагаются руководством областной. Подобная структура превращает большинство представителей местной партийной элиты в несамостоятельные фигуры и предполагает, что они будут отстаивать в первую очередь не собственные интересы, а интересы федерального и регионального партийного руководства на местах.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о складывании “партий власти” на местном уровне - устойчивых политико-экономических группировок, консолидированных, как правило, вокруг главы исполнительной власти. "Единство подобной структуры достигается через механизмы жесткой функциональной зависимости и должностной соподчиненности в иерархии исполнительной власти в регионе, а также благодаря комплексу неформальных связей и совпадающих интересов на личном уровне"[13].
Возможно выделение регионов, в которых произошла консолидация “партии власти", политический процесс полностью контролируется местной администрацией. "Подобная ситуация имеет место во многих национальных республиках, а также в некоторых этнически русских областях. Наиболее контролируемым является национальный и сельский электорат"[14].
Вторая модель предполагает фиксацию раскола местной элиты "партией власти". В основном в данном случае наблюдается конфликт между главами города и Земским собранием, экономической и политической элиты и др. У каждой группы элит имеются свои интересы. Сейчас в основном на местном уровне укрепляются интересы бизнес-элиты. Нередко у руля крупных городов встают успешные предприниматели и харизматичные публичные политики - это только провоцирует скандалы и конфликты. Опасность в том, что "власть понимает ситуацию, но ничего не может сделать, кроме как дальше "завинчивать гайки". Это только усиливает нарастающее отторжение в элитных группах"[15]. Конфликты практически неизбежны: это происходит из-за того, что в большинстве субъектов РФ административный центр территории вынужден дотировать муниципальные образования, что не может не вызывать недовольства мэров. Не меньше разногласий возникает и с землеотводом. Чем дальше, тем чаще конфликты происходят не только с главами областных центров, с главами сколь-либо значимых городов вообще.
"Партия власти", при фиксации раскола местной элиты, стремится поддержать одну из сторон конфликта. В результате в этих регионах идет жесткая борьба на выборах, результат которых непредсказуем. "К фрагментации приводит также борьба за власть между "старой" и "новой" элитой. Целью первой является удержание власти, второй - захват ключевых позиций в государстве и вытеснение со своих постов своих оппонентов"[16].
Федеральное руководство "Единой России", до сих пор, так и не смогло выработать механизм согласования интересов элит на местном уровне. "Федеральный электоральный проект "Единой России", невзирая на мобилизационные мероприятия Кремля и вертикаль власти, достаточно легко становится заложником интриг местных элит"[17].
Региональные отделения "партии власти" не являются достаточной структурой, чтобы обеспечить консолидацию местных элит. Устранение с политической сцены региональных политических партий и объединений привело к тому, что элитам субъектов РФ так или иначе навязывается роль проводника политических решений центра. Лишившись возможности объединиться в интересах территории, местные элиты во многом остаются разрозненными в политическом и идеологическом отношениях.
Для сплочения элиты на местном уровне необходимо сотрудничество региональных и местных органов власти, проведение совместных программ, конференций, семинаров, важна модель сотрудничества администрации областного центра с органами государственной власти субъекта Федерации.
Таким образом, можно предположить, что для "Единой России" выгодна первая модель взаимодействия с элитой на местном уровне. В ближайшем будущем "партия власти" скорее полностью консолидирует местную элиту, сделает все, чтобы выстроить жесткую вертикаль власти. Уже Президиум генерального совета "партии власти" рекомендовал своим депутатам в муниципальных собраниях инициировать переход на мажоритарно-пропорциональную систему выборов. То есть по партийным спискам. Пока в большинстве муниципальных парламентов страны уцелела система выборов по одномандатным округам. "Это позволяет выкинутым на обочину политического процесса малым партиям время от времени проводить в муниципальные собрания своих депутатов и даже формировать там свои нанофракции. Чем меньше мандатов будет распределяться между мажоритариями, тем меньше шансов на участие в политике останется у небольших партий, тем более что "Единая Россия" предлагает устанавливать в муниципалитетах проходной барьер, как на федеральных - "не менее 7%". Как показывает опыт последних выборов в региональные законодательные собрания, преодолеть подобное препятствие не под силу даже некоторым парламентским партиям"[18].