Смекни!
smekni.com

Гендерное неравенство женщин (стр. 9 из 10)

Глава 3. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма

В истории русского и западного феминизма было немало общего.

1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И. Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю, владелицами большого состояния. А.П. Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С. Дягилева, инициатора "Русских сезонов" в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора.

2) Эти небедные представительницы "образованного общества" добровольно жертвовали свои средства на общественные нужды.

3) Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался - от зажиточных к беднеющим и бедным. "Новых женщин" отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. "Все пошло в переборку" - популярное выражение тех лет.

4) Возрастной состав - молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от "ига семьи".

5) Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.

1) Правовое, в том числе имущественное положение россиянок - в отличие от их западноевропейских современниц - было после реформы 1861 весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против "адских мучений немилого брака" Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по "понятиям" и обычаям, а не по законам).

2) Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в. - эпоха зарождения женского предпринимательства в России.

3) Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

4) Русские женщины, приобщившиеся к феминистскому движению, не могли поставить вопроса о политических правах женщин, т.к в самодержавной России политически бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном смысле "равны мужчинам". Когда в 1881 - в условиях реакции - были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественными объединениями.

5) Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

6) Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г. Чернышевского "Что делать? " был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и "коммун", а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

7) Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.

8) Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М. Цебрикова, Е. Конради). В Украине женское движение 1860-1900 вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.)

9) Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Это почитание русские феминистки считали "духовным гетто" (А. Тыркова), "шелковыми силками" (М.Н. Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому "освобождение женщины" прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы 20 в). Девиз "Помощь трудом! ", начертанный на "Доме трудолюбия для образованных женщин" (создан в 1896 в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX вв.

10) Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи", - утверждал созданный в 1900 журнал "Женское дело". Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались более обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.

11) Наличие связи с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-"шестидесятницы" (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. "Семидесятницы" (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав "Земли и воли". В 80-е гг. и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е. Чебышева-Дмитриева, А. Шабанова, А. Тыркова, О. Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений - "Женского просветительного общества" (1898), и "Московского общества улучшения участи женщин" (1899). Благодаря их активности в России в 1900-1904 начали регулярно выходить в свет журналы "Женское дело", "Женская гигиена" (1902), а также самый известный - "Женский вестник" (1904), просуществовавший до запрета большевиками (1918) более 14 лет.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день роль женщины в обществе многократно возросла, как в экономическом, социальном, так и в политической сфере общественной жизни. Но все это результат долгой и упорной борьбы, которую вели женщины в течении нескольких столетий, жертвуя всем6 семьей, благополучием, иногда собственной жизнью.

А так, как политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что сегодня женщины политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще.

Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С 1930 г. "женский вопрос " считается решенным. Так, законодательно закреплено право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления. Нередко женщина оказывается мудрее многих мужчин и таким образом надолго удерживается у власти, примером служит правление Елизаветы Английской и Екатерины II.

Как мы уже выяснили возникновение феминисткой идеи принадлежит французским мыслителям. Наиболее полно разработал "женский вопрос" в своих трудах Ш. Фурье. Он же и сконструировал и сам термин "феминизм".

Таким образом, становление женского движения в период Великой Французской Революции стало наиболее ярким в истории феминизма. Во многом это было связано с положением женщины в социальном, политическом и экономическом планах. Недовольств и требование женщин были впервые представлены документально Олимпией де Гут, которая составила "Декларацию прав женщины и гражданки". Создание разнообразных женских организаций предопределило выделение следующих видов и направлений феминизма: либеральный, радикальный, марксистский, психоаналитический и т.д.

Особое значение к концу XIX в. Приобрел суфражизм как движение за избирательные права женщины, наиболее распространенным получившее в Великобритании. Руководителями суфражизма стали семья Панкхерст. В силу того, что женщина было сложно обратить на себя внимание мирными средствами, суфражистки вынуждены были прибегнуть к радикальным методам (хулиганство, экстремизм и т.п.).

В XX столетии феминистические идеи не только не были забыты, но вспыхнули с новой силой, заполонив умы не только женщин, но и прогрессивных мужчин (ученых, политических деятелей).

Именно в XX в. Женщины получили наконец-то избирательное право сначала пассивное, а затем и активное. Также женщины приобретают экономические и социальные права. Получают доступ к образованию, труд женщины начинает достойно оплачиваться.