Введение. 2
Глава I. Европейский феминизм.. 5
1.1 Предпосылки возникновения феминистических идей. 5
1.2 Рождение феминизма и феминистского движения. 6
1.3 Суфражизм - движение за политическое равноправие. Милитантство 10
1.4 либеральный феминизм.. 13
1.5 Радикальный феминизм.. 16
1.6 Марксистский и социалистический феминизм.. 19
1.7 Психоаналитический феминизм.. 24
1.8 Антирасистский феминизм.. 26
1.9 Постмодернистский феминизм.. 27
Глава II. Феминизм в России. 29
2.1 Предыстория русского феминизма. 29
2.2 Начало женского движения в России (1859-1904) 31
2.3 Российское женское движение 1905-1917. 33
2.4 Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении. 39
2.5 Российский феминизм "второй волны" (конец 80-х - настоящее время) 40
Глава 3. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. 44
Заключение. 48
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенно существования на фоне мужского населения – немногие. Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщины в современном обществе постепенно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни появился новый феномен – прорыв женщин в эшелоны власти. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип политика для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип окончательно не сломлен и посей день, так, как доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой или вообще невозможной (мусульманские страны).
Сама тема гендерного неравенства зародилась еще в античные времена, что говорит об актуальности проблемы и по сей день.
Феминизм и женская эмансипация, как одна из мировых политических концепций представляет собой интерес в понимании и определении мета и роли женщины в политическом обществе. Говоря о политической активности женщин обратившись к истории мы можем пронаблюдать динамику и развитие движения женщин, боровшихся за свои политические и социальны права. К основным требованиям относились: право женщин на образование, право избирать и быть избранными, право на труд и равную с мужчинами оплату за труд и т.п.
Но лишь к началу XXI в. Были достигнуты высокие результаты в эмансипации женщины: женщины получили избирательное право, а также равные с мужчинами экономические и социальные права.
Женский вопрос является важнейшей темой в трудах зарубежных и отечественных историков, философов, писателей. Но свое осмысленное развитие идее феминизма получили в работах французских философов-просветителей: Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Ж. ж. Руссо, Ф. Вальтера и др. поэтому уместно говорить о становлении женского движения в период Великой Французской революции, так как именно Французская революция стала толчком к пробуждению тенденций в обществе. Здесь же, во Франции, стал выходить первый журнал посвященный борьбе женщины за равенство, возникли женские революционные клубы. Однако конституция 1791 г. Отказала женщинам в избирательном праве. В связи с этим, в этом же году национальному собранию была предоставлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гут, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой содержалось требование признания полного политического и социального равноправия женщин. Но по решению Конвента в 1793 г. Олимпия де Гут была отправлена на гильотину. На эшафот она всходила со следующими словами, которые в последствии стали своеобразным лозунгом "Если женщина достойна войти на эшафот, то она достойна войти и в парламент".
Феминизм в процессе развития поделился на множество течений, например, появляются такие наиболее популярные концепции феминизма, как либеральный феминизм, самый древний вариант феминизма, выросший из суфражизма; радикальный феминизм. Его целью является изменение общественного сознания таким образом, якобы мужчины и женщины были равны не только по закону, но и в сознании людей. В это движение входят и мужчины феминисты, которые считают, что живут в патриархальном обществе, где угнетают и дискриминируют женщин, и мужское движение должно выявить и ликвидировать это угнетение; марксистские феминизм, одной из разработчиц была известная русская феминистка Александра Коллантай. Ключ к освобождению женщины она видела в том. Чтобы переложить заботу о детях на государство. При этом мужчина, как и раньше остается добытчиком, ходит на работу и зарабатывает деньги.
Эмансипация женщин носит остроактуальный характер, особенно в современном обществе. Так как для достижения равновесия и баланса в общество необходимо два компонента: мужчина и женщина.
Например, мужской и женский словарь в политике, как установлено исследованиями, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях…
А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова как, забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы – "тяжелые", женские - "мягкие". А для принятия эффективных, необходим баланс.
Целью исследования моей курсовой работы является анализ проблемы дискриминации женщин, их борьбы за законные права, а также анализ динами и развития феминизма как идеологии и общественного движения и пространства.
Достижение этой цели полагает решение нескольких задач:
определить основные этапы развития идеологию, направление феминистического движения;
проанализировать теоретические подходы к раскрытию понятия суфражизма;
оценить рол феминизма на современном этапе;
изучить статистику результатов, которые добились женщины в своей политической борьбе.
Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук.
Интеллектуальные предпосылки феминизма были созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства! В некоторых исследованиях по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, объявивших в конце 13-14 вв. о своем праве на особую интерпретацию Учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже как скорее женщина, нежели мужчина. Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц: Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской, автора Книг "О Граде Женском". В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа, автор "Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским" полагавший, что лишь утирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении.
К ярким проявлениям раннефеминистского протеста относится творчество английских памфлетисток 17 в. - Афры Бенн Мэри Эстел которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой же свободной и полноправной. К их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего француза Пулена де ля Бара с его эссе 1673 "O равенстве обоих полов". В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы. Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность.
Начало XVIII века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской "слабости", тогда то появилось выражение "слабый пол". Но уже к середине столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе "второго сорта". Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть "следствие определенных гражданских законов" и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеции доказывал, что гражданская "непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания". При явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном браке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею "естественного права" по отношению к женщинам, Ж.Ж. Руссо включил в ее состав миф о природном предназначении мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.