Будучи продуктом человеческого сознания, демократия, в ходе развития и совершенствования общества, обогащается новыми идеями, положениями и практикой. Каким бы сложным не был путь в демократию, мировая практика показала, что она отвечает интересам наций. Если взглянуть на историю Азербайджана, то можно увидеть яркие примеры демократического Ренессанса, и долгий период сосуществования в рамках единого тоталитарного пространства[3].
Демократия – "форма государства, при которой большинство народа ясно заявляет о своем согласии передать власть управления определенным представителям народа, но оговаривая за собой право контроля. Изменение значения понятия демократии приводит к тому, что его относят уже не только к форме государства, но оно включает социальные и политические силы, а также стремление к их демократизации, из чего при соответствующих условиях возникает практика демократии"[4].
Совершенно очевидно, что современная демократия - не просто термин, ставший модным в эпоху глобальных трансформаций. Это выходящий за пределы политологического понятия образ формирования Нового мирового порядка. Если быть еще более точным, демократия в XXI веке это стратегия формирования гомогенной миросистемы. Но насколько эта миросистема соответствует целям и устремлениям всех субъектов международных отношений, вопрос совершенно иной.
Основа будущих перемен в Азербайджане была заложена в 1993-1996-е годы. В статье 7 Конституции Азербайджанской Республики записано: "Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика". А в статье 12 провозглашено: "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – высшая цель государства".
Новая власть, взяв курс на интеграцию в евро-атлантическое пространство, начала строить совершенно иную общественно-политическую и экономическую структуру, приоритетом стал вывод страны из изоляции и построение гражданского общества. С 1996 года, после преодоления угроз государственных переворотов, ситуация в стране начала кардинально меняться. Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический кризис, имевший место в начале 90-х гг. ХХ в., установлена относительная общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему.
По оценкам 2004 года, Азербайджан имеет хороший уровень по степени экономической свободы: налоговая политика (89%), инфляция (70%), торговая политика (93%), кредитный рейтинг (96%), экономическое регулирование (43%). По социальным расходам ситуация ниже: расходы на образование (51%), расходы на здравоохранение (26%), иммунизация (96%). Блок правового регулирования имеет наименьшие оценки: политические права (37%), гражданские свободы (41%), контроль над коррупцией (19%), эффективность правительства (24%), законодательный режим (49%), избирательные права (32%) (рис.1.)[5].
Рис.1. Оценки уровня свободы Азербайджана, %
Таким образом, в Азербайджане все еще нет системы справедливого госуправления. В Азербайджане серьезной проблемой остается контроль над коррупцией, и самый плохой показатель Азербайджан имеет по данному вопросу.
Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сохранить демократию, сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу.
Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания.
Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы.
Демократия – форма цивилизованного политического соперничества, где оппонентами выступают наиболее подготовленные и сильные представители элит общества. Это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что она является лучшей формой народовластия, ибо более совершенного человечество еще не придумало. Но борьба эта осуществляется между лидерами и теми, кто формирует стратегию развития на перспективу. Поэтому демократию стоит рассматривать сугубо как продукт внутреннего развития того или иного социума. К тому же, в основе строительства демократии лежат мир, стабильность и стратегия (устойчивого) константного развития общества.
В данном контексте, наиболее сложный выбор верной и перспективной стратегии развития предстоит трансформационным обществам, которые в настоящее время осуществляют транзит из одной системы в другую и при этом подвержены не только влиянию "третьей демократической волны", но и целого комплекса таких понятий как "модернизация", "вестернизация", "мультикультурализм" и т.д. Вместе с тем, в то время как индивидуальная свобода в начале века все явственнее рассматривается, как часть геостратегического стремления построить "стабильный и безопасный мировой порядок", мы зачастую сегодня являемся свидетелями отката мондиализма в пространство, отвергающее внутреннее и внешнее инакомыслие.
Иначе говоря, сегодня мир не стал более безопасным. Скорее, наоборот. Некоторые субъекты международных отношений все еще остаются приверженными жесткой блоковой и идеологической дисциплине. Несмотря на то, что по сути отсутствует спрос на единоличное лидерство в глобальном плане, всеобщее осмысление новой ситуации еще не произошло и мы все еще являемся свидетелями нарушенного полицентричного баланса в рамках многосторонних институтов. Это оказывает существенное влияние и на формирование политики в отношении трансформационных обществ, в которых извне осуществляются "бархатные" сценарии в угоду корыстных геополитических и геоэкономических интересов.
Ущерб делу универсализации демократических ценностей наносятся попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов, состояния гражданских прав и свобод. Российский политолог и экономист В. Иноземцев писал, что "как и любой культурный феномен, как любой интеллектуальный продукт, демократия не терпит примитивизации – а только это и может стать результатом её насаждения силой"[6]. Очевидно, что вызов, который будет брошен незападными обществами западным заключается в том, что несовместимость западной демократии с внутренними институциональными устоями незападных обществ станет основой нового глобального противостояния.
В данном контексте актуальной становится сама концепция "мягкого" суверенитета, которая заключается в том, что появление принципа суверенного государства было обусловлено историческими обстоятельствами прошлого, и она была оправдана. Однако сегодня абсолютизация суверенности государства недопустима, ибо она вредит его интеграции в мировые сообщество. Политические события последних десятилетий, ускорение темпов глобализации показывают, что этот принцип все менее отвечает требованиям современности.
Азербайджан вступает в новую эпоху, в период действенных и динамичных шагов, когда общество может оправданно доверять властям перспективу завтрашнего дня. Поэтому именно от действенности власти и качественной работы бюрократического аппарата зависит успех демократической трансформации. Этот аспект необходимо подчеркнуть[7].
Проблема конструктивной оппозиции, за исключением наличия как правило нескольких "квази" групп, одна из самых актуальных в транзитарных демократиях. В Азербайджане такая поставка вопроса также актуальна. У этой проблемы есть как объективные, так и субъективные аспекты. Но факт остается фактом, что мы, к сожалению, стали свидетелями губительных последствий отсутствия реальной демократической оппозиции еще при пропорциональной системе представительства в парламенте.
Национальный демократический транзит обусловил переход из смешанной избирательной системы в исключительно мажоритарную. Такой подход способствовал нашей цели оздоровить общество, не потеряв при этом преимуществ демократии, соревновательности и разделения властей. Если мы хотим, чтобы наше общество было устроено демократически, чтобы оно обладало демократическими институтами, то мы должны быть готовы к тому, что избирательная власть - это олицетворение воли народа. В Азербайджане переход к мажоритарной системе был шагом к развитию политической конкуренции, усилению оппозиции на местах. Хотя не секрет, что свою роль сыграли наличие и неустроенность более одного миллиона беженцев и насильственно перемещенных лиц в результате оккупации Арменией более 20% территории Азербайджана. Свою "лепту" внесли и некоторые клиенталистские группы, прикрывающиеся партийной фразеологией.
Особенностью азербайджанского общества является то, что оно находится под воздействием не только восточных ценностей, но и западных. Два начала, сливаясь в нечто единое, направляли жизнь азербайджанского народа на протяжении долгой истории. Находясь на рубеже Востока и Запада, постоянно являясь ареной столкновения интересов, Азербайджану самой историей предначертана роль моста различных цивилизаций. Вероятно, именно социокультурная и географическая близость Азербайджана к Европе и предопределила вектор становления внутренней составляющей политического пространства, где в конвергенции сосуществуют неоконсерватизм и либерализм.