Наряду с этим, движение «обновленных правых» стало реакцией на активизацию левого движения 1960–1970-е гг., силу и мощь которого в полной мере продемонстрировали майские события 1968 года во Франции. Майские события 1968, или просто Май - социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Привёл в конечном счёте к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Следует упомянуть и выступления жителей парижских пригородов и студенчества, а также акции антиглобалистов в связи со встречей «Большой восьмерки» в Хайлигендамме. Немаловажным фактором было также многолетнее идеологическое доминирование «умеренно левых» и приверженцев «попустительского либерализма[7]». Активизация леворадикалов и других «антисистемных» элементов стали толчком для «новых правых».
Наконец, одной из причин формирования движения «новых правых» стало разочарование в традиционных правых. Вследствие чего некоторое число сторонников традиционных правых и «крайне правых» к концу 1960-х — началу 1970-х гг. начинает постепенно отходить от присущих этому направлению традиционных форм и идеологических постулатов.
3. «Новые правые» в России
В России к «новым правым» себя относит Александр Гельевич Дугин (р. 7 января 1962 г.) и его сторонники. По мнению ряда исследователей, в его взглядах присутствуют фашистские или близкие к фашизму идеи. Его политическая деятельность направлена на создание евразийской империи через интеграцию России с бывшими советскими республиками, и в первую очередь русскоязычными территориями за пределами РФ, особенно Восточной Украины и Крыма.
В 1980-е годы Александр Дугин исповедовал радикально антисоветские и антикоммунистические взгляды. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чём впоследствии сожалел. Перестройка и разрушение Советского Союза изменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактует поражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму, национал-большевизму, метафизике коммунизма, евразийству, новым левым.
В октябре 1993 года Александр Дугин принял участие в обороне Верховного Совета России, а поражение парламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым Дугин создал Национал-большевистскую партию (НБП), находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом. В течение последующих нескольких лет Дугин, являясь идеологом НБП, опубликовал массу радикальных политических и метафизических текстов, стиль которых отличает сильная поэтичность и метафористичность[8].
С приходом к власти Владимира Путина начался новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции лояльного отношения к действующей власти. С начала 2000-х Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии. По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства. Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию[9], обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России.
3.1 Встреча двух лидеров
В ноябре 2008 года на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Дугин организовал международную конференцию с участием лидера движения «новых правых» Алена де Бенуа. Во время визита в Москву (24-27 ноября) французский гость провел лекцию на социологическом факультете МГУ, посвященную проблемам глобализации. Сам мыслитель, живущий «поверх барьеров», не считает себя ни правым, ни левым. Он считает, что понятие «правый» стало в современной Европе слишком расплывчатым. Во Франции, например, есть правые республиканцы и правые монархисты, правые сторонники Евросоюза и его противники, которые тоже считают себя правыми, правые, враждебные к России и правые, считающие ее «последней надеждой» Европы, проамериканские и антиамериканские правые. Кроме того, именно А. де Бенуа и его соратники, уже на протяжении сорока лет издающие во Франции журналы «Элеман» и «Нувель эколь», внимательно изучали в наследие Карла Маркса и французских социалистов Жозефа Прудона и Жюльена Сореля, подчеркивая ценность ряда положений их философии для современности.
3.2 Партия «новые правые»
В 2004 году в России было принято решение о создании партии "Новые правые".
"Мы - классическая правая партия, мы говорим о либеральных ценностях. Мы говорим о свободе и преемственности", - заявил Владмир Шмелев, 24-летний координатор оргкомитета по созданию партии. По его словам, партия "не воюет за голоса СПС и сторонников "Яблока", а стремится завоевать симпатии людей либо не голосовавших на выборах, либо голосовавших за другие партии. Шмелев отметил также, что новая партия не будет оппозиционной. Впервые "Новые правые" объявили о своем существовании в 2003 году, в момент, когда все "старые партии" уже включились в думскую предвыборную гонку. Это были активисты движения "Первое свободное поколение" (ПСП), которые решили создать партию.
Член демократического общественного "Комитета-2008: свободный выбор" Борис Немцов на просьбу журналистов прокомментировать идею создания новой правой партии заявил, что "комментировать бред" не собирается. "Новых правых" он считает одним их тех проектов, "какие во множестве создавались Кремлем, Кремлем же уничтожались и будут во множестве создаваться еще - без смысла и без перспектив".
В воскресенье учредительный съезд партии "Новые правые" завершил работу, председателем правления партии, состоящего из 15 человек, избран Владимир Шмелев. Как сообщил пресс-секретарь "Новых правых" Вадим Жарков, Шмелев одновременно является лидером движения "Первое свободное поколение", а также депутатом муниципального собрания Хорошевского округа Москвы.
По словам Жаркова, никто из признанных политических деятелей федерального масштаба в партию "Новые правые" не вошел.
Заключение
Кризис общеевропейской идентичности, рост национализма и актуализация значения национальных государств, усиливающееся давление «инокультурных» и «антисистемных» элементов, — все это делает актуальным сегодня политическое наследие «новых правых». История, развивающаяся циклически, сделала на новом витке исторической спирали невостребованные идеи «новых правых» весьма актуальными. И причиной тому — новое (и как никогда острое) обострение «вечно актуальных» европейских проблем, акцентированных еще Ф. Ницше и О. Шпенглером — проблемы ценностей и общеевропейской идентичности, от которых существенным образом зависит «содержательное наполнение» европейской политики, без которого безнадежно «повисают» в воздухе любые самые эффективные институты, механизмы и масштабные проекты.
Дискуссия 1979 г., когда против «новых правых» одновременно выступили и левые марксисты, и правые либералы, заставила их боле четко сформулировать их идеологические приоритеты. Ряд ключевых пунктов их доктрины весьма созвучен основным идейно-теоретическим положениям, которые сегодня пытаются формулировать «обновленные правые». Эти положения звучат следующим образом:
1. Европейская культура, экономическая и социально-политическая системы переживают глубокий кризис;
2. Причины этого кризиса следует искать в деятельности не столько «новых левых», сколько «старых правых» (т.е. «правых либералов»), которые оказались неспособными создать новые культурные ценности (идеологию) и объединить на их основе общество;
3. Причины этой неспособности «правящего класса» коренятся в основаниях самой европейской культуры, зараженной духом нигилизма[10] и подавляющей творческие силы народов и отдельных личностей;
4. Необходимо разработать новую идеологию, которые должны вывести из кризиса Европу и европейскую культуру, акцентируя ее культурные и политические истоки;
5.«Новые правые» стремились защищать элитизм («право на отличие»), но лишь в рамках культуры, а не на основе расовой теории;
6. «Новые правые» выступали против экономизма, провозглашая автономию или даже примат[11] политики над другими сферами жизни общества;
7. «Новые правые» осуждали направления, провозглашающие “конец истории”, считают подобные направления враждебными интересам Европы и ее цивилизации.
И хотя движение «обновленных правых» в Европе проявляет себя только как тенденция, оно политически востребовано и имеет перспективу, от которой во многом зависит будущее всей Европы.
Список использованной литературы
1) Дугин А.Г. Основы геополитики.- М.:Арктогея, 2000.
2) Д. В. Серебряков. Биография Алена де Бенуа. Электронный словарь.
3) Александр Кузнецов. Статья «Ален де Бенуа: Плюриверсум вместо универсума». – Информационно-аналитический портал «Геополитика». 01.12. 2008
4) Новостной портал «Лента.ру». Новости от 23.05.2004.
5) Сергей Бирюков. Статья ««Новые правые» и «Новая Европа»: возвращение идеи». Агентство политических новостей «Апн.ру» . 27.06.2007
[1] Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений; означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления