КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по политологии на
тему: « Этапы развития политических идей »
План
Введение
1. Политико-правовые идеи античности
2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв.
4. Политическая концепция марксизма
5. Политическая теория ХХ в.
Заключение
Словарь терминов
Список литературы
Введение
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности . Они были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Эти представления были не политическими идеями в строгом смысле слова, а скорее мечтами об идеальном государстве, поучениями и наставлениями о справедливом правлении и законопослушном поведении. Они органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Однако среди мыслей и суждений древних философов и богословов о государстве и власти были гениальные догадки, составившие фундамент современной политической науки и практики. Прошло немало веков, прежде чем ранние политические учения освободились от влияния религии, морали , философии и стали описывать не воображаемое идеальное государственное устройство, а реальные политические процессы.
Целью работы стало рассмотрение различных этапов развития политических идей.
При написании работы решались следующие задачи:
- рассмотреть, охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Нового времени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическая концепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.
1.Политико-правовые идеи античности
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.
Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.
Древнекитайский философ Конфуций(ок. 551-479 до н. э.). Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учение конфуцианства. Современные исследователи относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти : Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью « ли ». «Ли » -это и традиция , и обряд , и ритуал, и обычай , и история, и древность. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.
Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов « ли ».
Видное место в истории политической мысли занимают взгляды Платона
( 427-397 гг. до н. э .) , изложенные им в произведениях « Государство » , «Законы ». Предшественники Платона- софисты ( Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. « Человек- есть мера всех вещей », а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договорится о чем угодно и тем самым нарушая незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, « естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства. К таким порочным формам он относиттимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия –это власть честолюбивцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию- господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии- власти большинства. Демократическое государство « сверх должного опьяняется свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию- наихудшая форма государственного устройства, но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость. Он вводит строгую иерархию сословий : философы- правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне- занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.
В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.)делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек- «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть « животное государственное ».
Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. К правильным он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и республику.
К неправильным тиранию, где имеется ввиду только польза правителя, олигархию, где правят богатые для собственной выгоды и демократию, где властвуют бедные, имея ввиду только самих себя.
Политический идеал Аристотеля- государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.
2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль сыграл итальянец Никколо Макиавелли ( 1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других он высказывал оригинальные идеи, имеющие важное значение для решения многих политических проблем, существовавших в современную ему эпоху.
Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей ) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировал положение – основной вопрос политики есть вопрос о власти.
Макиавелли объясняет происхождение государства исходя из природы человека, притом не только из его естественной, но и общественной природы.
Он выделяет три основные формы государственного устройства и соответственно «три рода правительств» : «монархия, аристократия и народное правление».
Большое значение Макиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Его учение о республике почти целиком основано на осмыслении опыта существования Римской республики и частично- греческой Афинской республики.
Ради укрепления государства Макиавелли считал возможным применять любые способы и призывал действовать по принципу: «Цель оправдывает средства». Со временем лживость, лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.
Видным представителем политической мысли эпохи Возрождения был также французский мыслитель Жан Боден (1530-1596).
Основной вклад Ж.Бодена в развитие политической теории заключается в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Он ввел в политическую науку понятие «суверенитет» и всесторонне разработал теорию суверенитета. Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти- ее верховный характер. Независимость, или суверинитет, государственной власти трактовались Боденом в его труде «Шесть книг о республике» как независимость данного государства от других государств и как независимость в реальном осуществлении власти на своей территории. «Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики»,-писал
Ж. Боден в этой работе. При этом республика характеризовалась им как форма государства.