Смекни!
smekni.com

Информационное общество и этнокультура (стр. 3 из 3)

По определению ряда культурологов Н.В. Клягина, В.М. Межуева, А.Я. Флиера "… цель социокультурной деятельности как во времена зарождения социума, так и сейчас стать формой "скрепления, сцепки социума" и "выживают лишь те сообщества и сохраняют себя как социум, которые научились занимать свое свободное время организованным общением…" [16]. По мнению Б.В. Маркина " В структуре повседневности именно эти (коммуникативные) практики при наличии определенных условий из компенсаторных превращаются в новационные, радикально меняющие формы жизни. Жизнь – это путешествие, связанное с коммуникацией внутреннего и внешнего, своего и чужого, прошлого и будущего"[17]. В целом, для коммуникативной практики актуальной становится не академическая философия, а живая, которая вопрошает о человеке, смысле его постоянно меняющейся жизни, и которая предполагает взаимное упорядочивание единого смыслового поля понимания, помогая осмыслить глубинные онтологические и психологические связи человека с миром. Именно такое конструирование позволяет осуществлять межкультурная коммуникация в условиях глобализации и рамках глобальной культуры.

Глобализация – нелинейный диалектический процесс. В глобальной культуре глобальность и локальность не существуют как культурные полярности, они представляют собой объединенные и взаимно вовлеченные друг в друга принципы. Как следствие диалектического процесса глобализации функционирование и развитие культуры предстаёт как сочетание универсально - человеческого и самобытно-этнического, а человек имеет право выбора из богатства информационных возможностей. Исходя из представлений о деятельностной природе информационного взаимодействия, можно сделать вывод о том, что " виртуальная коммуникация – это, прежде всего, коммуникация между людьми, хранение информации – это коммуникация между будущим и прошлым, а сбор информации – это действие по ее правильной адресации" [18].

Несмотря на вопросы и проблемы на этом пути "поиска адресата", думается, что перспективы бытования этнической культуры в медиа-пространстве очевидны, это мощный шаг вперед, особенно по сравнению с перспективой унификации, забвения и гибели культуры. Развитие телекоммуникационных систем и технологий ведет к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Это, в свою очередь, актуализирует этническую идентичность, решает многие проблемы, связанные с ностальгией представителей этнокультур, живущих вдали от Родины. Наблюдается тенденция, в ходе которой народы реализуют стремление к утверждению этнической идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности. Современная информационная революция является мощным фактором воздействия на менталитет людей, этносов, народов, цивилизаций, на мотивацию их действий и поведение.

Не решая социальных проблем напрямую, информатизация производит глубочайшие изменения в бытии тех социокультурных институтов, которые организуют порядок межличностного и межкультурного взаимодействия поколений, управляют механизмами культурного наследования. В нарастающей активности информационного обмена между представителями этнокультур, в условиях совершенствования технических средств коммуникации и их технологического обеспечения формируется новый тип культуры, в котором преобразованию подвергаются практически все исторически освоенные формы информационного взаимодействия.

Выводы. Этнокультуры способны адаптироваться в условиях информационного общества и компьютерно-информационных технологий. Наполняя информационное поле, осуществляя межкультурные коммуникации представители этнокультур способны создавать позитивные образы средствами виртуального "метаязыка" общения. Современные информационные технологии могут стать одним из инструментов становления гармоничного поликультурного, интегрального информационного общества. На примерах общечеловеческих ценностей, представленных в опыте взаимодействия этнокультур возможно формирование гуманистического менталитета, воспитания поколений XXI века в духе культуры мира и ненасилия, что создаст дополнительные предпосылки для предотвращения столкновений государств и цивилизаций, укрепляя их сотрудничество и партнерство.


Список литературы

1. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003; Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. - М., 1986.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. сангл. / ИноземцевВ.Л. - М.: Academia, 1999.

3. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princton1962.

4. 4.Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под редакцией В.Л. Иноземцева.–М.:Academia, 1999.; Кастельс М.Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

5. ТоффлерЭ. Третьяволна. - М.: ООО"Издательство ACT", 1999; Toffler, Alvin, Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. New York: Bantam. – 1990. С.16.

6. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence // Futures. 1985. V. 17. № 5. P. 492- 494.

7. Культурология. XX век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с.

8. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций / В.М. Межуев – М.: МГСА, 2003. – 200 с.

9. Самохвалова В.И. Метафизика глобализации. От утопии к антиутопии // Материалы Клуба ученых "Глобальный мир". – М., 2002. – С.9.

10. Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Полис (Москва).- 24.02.2003.- 2001.- C.5-23.

11. Миронов В. В. "Информационное пространство: вызов культуре" (статья) // Журнал "Информационное общество" №1, 2005.

12. Дриккер А.С. "Информационный отбор" и социальная эволюция. - Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Таганрог: Изд. ТРТУ, 1998. С. 81-82.

13. Дриккер А. С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000. С.5

14. 13.Хоц А.Ю. Информационное общество и проблема этнического возрождения // Этнические проблемы современности. Выпуск 6. Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации: Материалы 45 научно - методической конференции "Университетская на-ука - региону" (20-21 апреля 2000г.). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С. 159-166.

15. 14.Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. – М., 2001. С. 35-38.

16. Клягин Н. В. О природе красоты человека / Н.В.Клягин // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 10. – С. 17-25.

17. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995; А.Флиер Культурологический словарь /http://terme.ru/dictionary/

18. Б. В. Марков "Философская антропология. Очерки истории и теории", СПб., 1997, Гл. 2 "Теория познания и структуры повседневности", с. 241-252

19. Астафьева О. Н. Глобализация как условие социокультурной интеграции: противоречия, пути преодоления: докл. на науч. конф. в РГБ "Формирование единого культурного пространства России в условиях глобализации" // Библиотековедение. – 2007 – № 3. – С. 17-23.

20. Берестовская Д.С.Глобализация и культура// Культура народов Причерноморья.-2003.- №46.-с.100-102.