Полностью отсутствовала тема культа личности на XXI съезде КПСС, взявшего курс на построение коммунизма в СССР, кроме того, само это выражение звучало на съезде всего раз. После съезда набирает силу тенденция к восхвалению первого секретаря ЦК КПСС, возрождается система методов сталинского режима, таких, как кампания непомерного восхваления заслуг и вкладов Хрущева.
На XXI и XXII съезде КПСС соблюдался этот ритуал восхваления – в адрес Хрущева звучало: «Близкий друг народов всей страны», «космический отец», «проводник правды, прогресса, жизни и счастья». Такие высказывания не могли остаться незамеченными.
Вопрос о культе личности на XXII съезде КПСС занял одна из важнейших мест. Новое поднятие этого вопроса связано со скандалом, случившимся в Военной академии им. Фрунзе. Генерал-майор Григоренко обратил внимание на то, что культ личности заключался не только в том, что Сталин встал над партией:
-- Если бы это был один случай, можно было бы не тревожиться. Был еще случай, когда у высшего органа власти оказался Берия – человек, не только чуждый партии, но и чуждый нашему строю. Мы имеем факт, когда другая коммунистическая партия у власти (в Югославии) оказалась под пятой у человека, который изменил ее состав и превратил в сугубо культурно-просветительскую организацию. Мы имеем факт, когда албанские руководители становятся на тот же путь… значит, есть какие-то недостатки в самой организации, в постановке всего дела партии, которые позволяют это…мы одобряем проект программы, в котором осужден культ личности. Но возникает вопрос: все ли мы делаем для того, чтобы культ личности не повторился?[7]
Таким образом Григоренко возложил ответственность за культ личности на саму систему. Он предложил начать более глубокую демократизацию.
Этот доклад вызвал шок у руководителей академии, приказом министра через 2 дня Григоренко был освобожден от заведования кафедрой, потом понеслись возгласы, требующие исключить его из партии, но этого так и не случилось.
30 октября 1962 года XXIIсъезд КПСС принял решение о выносе гроба с телом Сталина из Мавзолея. Это тоже вызвало раскол общества - часть говорила «так ему и надо, на свалку бы его» и «жаль, что второго прохвоста не вынесли», другая часть отвечала им «не тобой положено, не тобой и взято будет». Среди недовольных этим решением было много фронтовиков («мы за него кровь проливали»), и, как ни странно, тех, кто сидел в ГУЛаге.
Вынос тела Сталина из мавзолея вызвал кощунственное отношение к памятникам Сталина, его портретам. Так, например (и это один из примеров), в Тепликском районе Винницкой области памятник Сталину сняли и выбросили в пруд, где на него потом натыкались купающиеся[8].
Многие шутили, что Хрущев освобождает место для себя.
В международном коммунистическом движении в связи с курсом советского правительства на десталинизацию наметилась первая трещина. Практически сразу после смерти И.В.Сталина случился кризис в ГДР (июнь 1953 г.). Стабилизировать отношения с «форпостом социализма в Европе» сумели лишь чередой уступок. В апреле 1956 года «Правда» перепечатала без комментариев статью из китайской газеты «Женьминь жибао», где говорилось, что заслуг у Сталина гораздо больше, чем ошибок. В Венгрии и Польше в этом же году вспыхнули недовольства. Тогдашний глава венгерского государства Матиас Ракоши сказал послу СССР Андропову: «То, что вы натворили на своём съезде, — беда. И я ещё не знаю, во что она выльется и у вас, и у нас». В итоге ситуацию в Польше удалось уладить мирным путём, а в Венгрии на волне протеста не без участия американской разведки к власти пришло правительство во главе с Имре Надем. По просьбе венгерских коммунистов были введены советские войска. Погибли тысячи венгров и советских воинов. Начался массовый выход из коммунистических партий на Западе. Идея советского варианта социализма стремительно теряла опору среди населения западных стран, международный авторитет России был серьёзно подорван.
Вследствие утечки информации о докладе за границу активизировались планы холодной (информационной) агрессии руководства капиталистического мира против Советского Союза («доктрина А. Даллеса», директивы СНБ США 20/1 от 18.08.1948 и 68 от 30.09.1950). Директор ЦРУ США Аллен Даллес воскликнул: «Даю за текст доклада 1 млн. долларов! Это будет первый гвоздь в могилу коммунизма!». СССР лишился важной поддержки либеральной и левой интеллигенции Запада - начался ее поворот к переходу на сторону противника СССР в холодной войне. Этот процесс «импортировался» в среду отечественной интеллигенции.
Таким образом, общество, по крайней мере, его значительная часть, настолько успела одурманиться сильными и регулярными дозами идеологического зелья, что отказ от него вывал сильную «ломку».
А поддержки народа в 60-е гг. Хрущев лишился еще и благодаря выносу тела Сталина из мавзолея – люди не простили ему лишение их объекта поклонения.
Ресталинизация
Сталина закопали. Долгое время его могила у Кремлевской стены была единственной в ряду могил партийных вождей, не снабженной памятником – бюстом.
Отношение к Сталину, к решениям XX – XXII съездов разделило общественное мнение на две противостоящие друг другу группы. Позицию сталинистов выражал журнал «Октябрь». В редакцию приходили письма, протестующие против употребления понятия «культ личности Сталина», а признания отдельных ошибок государственного деятеля. В стране нарастало ожидание, что новая группа руководителей реабилитирует Сталина.
В 1965 году было возобновлено официальное празднование Дня Победы.
Ф. М. Бурлацкий вспоминает по этому поводу: «В феврале 1965 года на группу консультантов из нашего и других отделов ЦК КПСС возложили подготовку доклада нового первого секретаря ЦК к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне… Мне поручили руководить группой, и помощник Брежнева передал мне его просьбу проанализировать и оценить параллельный текст, присланный ему Александром Шелепиным. Позже Брежнев вышел сам, поздоровался за руку и спросил меня:
– Ну, что там за диссертацию он прислал?
А «диссертация», надо сказать, была серьезная – не более и не менее как заявка на полный пересмотр всей политики хрущевского периода, пересмотр в духе откровенного неосталинизма. Я насчитал 17 пунктов крутого поворота политического руля к прежним временам: восстановление «доброго имени» Сталина; пересмотр решений ХХ и ХХII съездов; отказ от утвержденной программы партии и зафиксированных в ней некоторых гарантий против рецидивов культа личности…Самая драматичная проблема – и это выяснилось очень скоро – состояла в том, что Брежнев был совершенно не подготовлен к той роли, которая неожиданно выпала на его долю. Тем не менее «диссертацию» Шелепина отвергли, и общими силами был подготовлен вариант доклада, который хотя и не очень последовательно, но развивал установки хрущевского периода. Но главная битва была впереди: текст, как обычно, разослали членам высшего ареопага. Подавляющее большинство из них высказалось за то, чтобы усилить позитивную характеристику Сталина. Некоторые даже представили большие вставки, в которых говорилось, что Сталин обеспечил разгром оппозиции, победу социализма и, главное, победу в Великой Отечественной войне. Суслов, Мжаванадзе и некоторые молодые руководители, в том числе Шелепин, настаивали на том, чтобы исключить из текста доклада само понятие «культ личности», а тем более «период культа личности». Другие, например, Микоян и Пономарев, предлагали включить более обтекаемые формулировки.
Особое мнение высказал Юрий Андропов. Он предложил полностью обойти вопрос о Сталине в докладе, попросту не упоминать его имени. Андропов считал, что нет проблемы, которая в большей степени может расколоть руководство, да и всю партию и народ, чем проблема Сталина.
Брежнев в конечном счете остановился на варианте, близком к тому, что хотел Андропов. В докладе к 20-летию Победы фамилия Сталина была упомянута всего однажды…»[9].
На торжественном заседании, посвященном юбилею победы в докладе Брежнева впервые после XX съезда было сказано о заслугах Сталина - Верховного Главнокомандующего в годы войны.
Лидером и символом антисталинизма стал А.И. Солженицын, прославившийся своим «Одним днем Ивана Денисовича». Вместе с этим активизировалось и движение интеллигенции – А.Д. Сахарова, А. Гинзбург.
Ответом на усиление демократических настроений стала реанимация положений сталинского «Краткого курса ВКП(б)». в новых изданиях учебников по истории критика культа личности стала сокращаться.
17 декабря 1969 года, в перерыве во время сессии Верховного совета СССР среди членов Политбюро неожиданно возник разговор о приближающемся 90-летии со дня рождения Сталина.
Поводом для него стал вопрос: публиковать ли в «Правде» статью о Сталине? Вскоре этот разговор перерос в спор, причем спор принципиальный. Поэтому он и был записан и оформлен в виде рабочей записи Политбюро[10].
Брежнев задал вопрос: надо ли вообще публиковать статью?
М.А. Суслов настаивал на публикации. Он считал, что здоровая часть интеллигенции поймет статью правильно.
Подгорный выступил против. Он напомнил, что каждый из членов Политбюро, в том числе и Суслов, когда – то выступали с критикой культа личности Сталина. И если писать о юбилее, то придется написать и о том, сколько на совести Сталина загубленных человеческих жизней.
Другие члены Политбюро – Шелест и Мазуров выступили против Подгорного. Они выступили за публикацию статьи и за установку бюста на могиле Сталина.
В конце концов статья была опубликована, а в 1970 году на могиле Сталина появился бюст, изваянный скульптором Томским.
Политический барометр склонялся в сторону сторонников очищения Сталина, поэтому критика прошлого становилась для КГБ свидетельством недовольства существующим строем.