Право вносит гармоническое начало в человеческое общежитие, оно уравновешивает действующие силы, распределяя права и обязанности. Если солидаризм вносит большую равномерность в распределение прав и обязанностей, подчиняет началу гармонии все живые общественные силы... то можно сказать, что солидаризм — завоевание прогресса.
Правовые принципы и воззрения выражают психологию, которая, в свою очередь, определяется состоянием культуры и внешними условиями. С этой точки зрения и солидаризм является продуктом развивающейся культуры... Наконец, и с точки зрения гармонизации активных начал общественной жизни солидаризм наиболее соответствует современным условиям. Индивидуализм и социальные тенденции наиболее гармонично примирятся в солидаризме”. Существующие до сих пор теории права, очевидно, не содержат достаточных для этой гармонизации элементов. Применяя “старое право”, государство должно или брать решение какого-либо вопроса в свои руки, или отступать перед принципом неприкосновенности частных прав.
Сначала ученые юристы пытались новые правовые отношения разбить на составные элементы, взятые из публичного и частного права, создать новую “смешанную систему” права, соответствующую действительности XX века. О ней, однако, проф. Гинс говорит следующее: “Смешанная система, сочетающая частное и публичное право, лишена определенности. В смеси может преобладать либо одно, либо другое начало. Гибридные формы в праве менее всего пригодны, они равносильны уклонению от прямого ответа. Если же смесь, как некоторые химические составы, создает нечто новое, то не лучше ли дать ей наименование и определить ее особые качества и свойства?” Поэтому он предлагает “вместо насильственного втискивания новообразованного права в одну из существующих рубрик” признать его новым, третьим типом права и назвать его “регулятивным правом”, и “тогда современное право будет складываться из трех видов права: публичного, регулятивного и частного”. Таким образом, мы видим, что Г. Гинс значительно менее радикален, чем Дюги, который считал, что новое солидаристическое “объективное право” должно не стоять рядом с двумя старыми системами права, а полностью заменить их.
Самым важным, однако, является дух нового права, оставляющий достаточное поле самодеятельности отдельным лицам, но призывающий их к добровольному сотрудничеству под руководством государства: “Основная идея регулятивного права, — говорит Гинс, — отвечающая и его названию, заключается в том, что государство не может навязывать частному хозяйству те цели, которые ему чужды, и приносить индивидуальные или групповые интересы в жертву “общему благу”, оно может допускать только такие ограничения, — вернее, такое соподчинение или согласование прав, в интересах общей выгоды, — которые приносят одновременно выгоды и тем, кто подвергается ограничениям...
Регулятивное право, отделяясь от права публичного, поддерживает уважение к частным правам и становится оплотом против опасных тенденций централизации и социализации хозяйства, против удушения предпринимательства...
Человеческая личность и хозяйственная свобода не пострадают. Государство будет оплотом для личности против злоупотребления со стороны общественности, организованное общество — против всепоглощающего государства”.
Термин “солидарность” Гинс редко употребляет в смысле существующей взаимозависимости отдельных членов общества, чаще же всего — в смысле морально-утилитарной нормы, которая ведет к сотрудничеству. Демократическое по существу государство (“в его принципах и юридических гарантиях, а не в избитых формах парламентаризма”) должно поощрять осуществление солидарности как путем соответствующего законодательства, так и непосредственным действием, если принципы солидарности все же не осуществляются или нарушаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении разных теорий юридического солидаризма бросается в глаза одно необычное явление. Г. Гинс делает заявление, что он от французских солидаристов заимствовал только самое слово “солидаризм”. Дюги еще более решительно отмежевывается от Буржуа и его школы. Да и сам Буржуа, только вскользь упоминая о Леру, считает юридический солидаризм своим личным открытием. И действительно, изложенное выше показывает значительную разницу в содержании теорий Буржуа, Дюги, Гинса и Грина, несмотря на то, что под солидарностью они понимают приблизительно то же самое — солидарность как факт и солидарность как норму. Общим, во всяком случае, является понятие, не только слово или термин.
Главным различием этих учений является их тематика и методология. Темой Дюги была солидарность как источник права, причем права всякого, независимо от того, о каком периоде истории идет речь. Он старался отыскать эту связь “объективным” путем, исключая всякий философский подход к данному вопросу.
Буржуа хочет внести элемент социальной справедливости в современное ему французское право, не разрушая его, а только давая ему расширенное толкование, что приводит его к несколько неудачному, формальному учению о квази-контракте. Это учение не было принято более поздними солидаристами, даже французскими, но основная идея Буржуа о социальной справедливости в праве, наоборот, получила широкое распространение и среди несолидаристов.
Учение Гинса имеет совершенно другую тематику: регулятивное право и его переход в координационное право будущего, — в право при солидаристическом строе. Его не столько интересуют источники права вообще, как его развитие в будущем. Он планирует это право, старается предвидеть его формы и особенности, обосновать его на твердом, реалистическом фундаменте.
Для каждого автора естественно известное увлечение собственной тематикой, но для успеха солидаризма, как движения, важно такое отношение к различным теориям юридического солидаризма, которое видело бы этот предмет в целом и не утеряло бы тех зерен истины, которые содержатся в каждой из этих теорий. Перед солидаристами стоит задача интеграции этих учений и дальнейшая работа над вопросами солидаристического права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Западно-европейская социология XIX века: Тексты/ под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. 124с.
2. История политических учений. Вып.2 /Под ред. О. В. Мартышина ‒М.: Юрист,1996. 368с.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: ИНФРА-М, 1996. 728 с.
4. История правовых и политических учений: Учебник. / Под ред. О.Э.Лейста. - М.:Госюриздат, 1997.456с.
5. История политических и правовых учений: Хрестоматия для юридических, вузов и факультетов/ Сост. и общ: ред. Г. Г. Демиденко. Харьков: Факт, 1999.‒1078с.
6. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. В. П. Малахова. М.: Академический проект, 2000. 414с.
7. История теоретической социологии Том 1. М.: издательство КАНОН, 1997. 674с.
8. Коваленко, А. И. Правовое государство: концепции и реальность/ А. И. Коваленко. М.:ИНФА-М, 1993.256с.
9. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов/В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук.М.: Юрист, 1995.88с.
10. Мухаев, Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов/ Р. Т. Мухаев. М.: Изд-во ПРИОР, 2000. 1104с.
11. Ходов, А. Солидаризм/А. Ходов // Новый Мир.2006.№2. С. 1248.
12. Черданцев, А.Ф. «Теория государства и права» учебник для ВУЗов /А. Ф. Черданцев М.: Юрайт , 2001. 432с.