Реферат: Истоки и тенденции развития этнического терроризма в XX веке
В современном мире фактически нет государств, в которых не было бы национальных меньшинств и которое могло бы служить эталоном урегулированности отношений национального большинства с меньшинством. Неоднородность этнического состава порождает различного рода проблемы и противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже десятилетия (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии и другое), другие — резко обострились в последние годы (после распада СССР, Югославия).[1] В середине 90-х годов наметилась некоторая тенденция к снижению общего числа конфликтов на планете. Не осталось, однако, незамеченной одна особенность – во многих случаях теперь стержнем политического конфликта является межэтническое и межнациональное противостояние. Конец тысячелетия ознаменовался целым рядом кризисов, которые свидетельствуют в пользу идеи о том, что по мере разрешения главных идеологических конфликтов XX века именно этнические конфликты приобретут еще более серьезное звучание.
Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку обусловлена комплексом причин и конфликтных факторов, связанных с явными и скрытыми интересами сторон, проходит определенные этапы развития и форм противоборства. Весь исторический опыт человеческой цивилизации убедительно свидетельствует о тесной взаимосвязи состояния межнациональных отношений и уровня террористических проявлений.[2]
Современный сепаратизм, особенно этнический, сотнями зримых и незримых нитей связан с терроризмом. У них одна "питательная" основа - нестабильность, конфликты. Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости.
Этнический экстремизм, как правило, обостряется в периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью. Его возникновение провоцирует также низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения. Все это, в конечном счете, ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этногрупп (общностей). Так происходит зарождение и формирование группировок использующих в качестве средства борьбы терроризм, что нарушает стабильность мирового порядка и самое страшное – страдают невинные люди.
Терроризм — это сложное общественное явление, появившееся несколько тысячелетий тому назад и все прочнее проникающее в нашу жизнь. Данное явление заслуживает всестороннего и глубокого анализа, внимания со стороны ученых, политиков, юристов. Тем более, что на данный момент не существует даже единого определения понятия «терроризм». Он характеризуется многообразием форм и направлений, в этом и заключается сложность. Борьба с терроризмом может осуществляться более успешно, если знать причины его зарождения и существования.
В XX веке националистический, этнический и религиозный терроризм приобрели особую актуальность и стали наиболее опасными видами.
Понятие «terror» в переводе с латинского языка на русский означает ужас, страх. Терроризм существует уже несколько тысячелетий. Главная причина этого — заинтересованность в нем определенных социальных сил.
В начале XIX века в Европе возникали заговорщицкие организации, в основу своей практики положившие террористические действия. К ним в первую очередь относятся: мафия, камора и братство карбонариев.
В Сербии существовала террористическая организация «Черная рука». Она стремилась к созданию независимого сербского государства. В ее тактику входило осуществление покушений на высших австрийских чиновников, членов королевской семьи Габсбургов, сербов, сотрудничавших с австрийской администрацией. И таких примеров более чем достаточно.[3]
В России до первой мировой войны терроризм представителей национальных меньшинств разворачивался на фоне революционных событий. Среди национальных движений террористическую деятельность вели группы финнов, поляков, евреев, латышей, а также представители народов Кавказа.
В Азии национально-освободительные движения и терроризм как явление политики появился в начале XX века на волне роста революционных настроений. На территории азиатского континента терроризм развивался в зависимости от характера основного конфликта, определявшего политическую ситуации в стране, и подразделялся на две основные ветви: социально-революционный и национально-освободительный. К первому типу относились проявления терроризма в странах, не подвергшихся колонизации (Япония, Иран), в которых были сильны социальные конфликты. Национально-освободительный терроризм складывался в тех государствах, где внутренние социальные конфликты были отстранены борьбой за независимость, и принимал формы антиколониального (Индия, Корея, Вьетнам) и сепаратистского терроризма. Сепаратистский — на территории Турции, где армянское, македонское и другие меньшинства боролись за обретение независимости.
Таким образом, терроризм до первой мировой войны ориентировался на левые социал- и национал-революционные идеологии. Как правило, активизация террористической деятельности происходила на фоне революционных событий или им предшествовала. Мощность и активность организаций целиком зависели от революционных движений. Деятельность террористов в редких случаях выходила за пределы своих государств.
После Первой мировой войны на европейском континенте террористическая активность длительное время базировалась преимущественно на праворадикальной националистической идеологии. Правый радикализм не только вызвал к жизни новые организации, но и заставил пересмотреть взгляды многих революционеров, придерживавшихся ранее левых убеждений. Террористические организации находили поддержку, прежде всего, у правых и сепаратистски настроенных групп, как, например, хорватские усташи, получавшие помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты требовали независимости и были готовы принимать помощь от кого угодно. Их борьба продолжалась и после Второй мировой войны. [4]
Межвоенный период продемонстрировал отдельные примеры антиправительственной террористической деятельности немецких и других фашистов. Представляется, что наиболее активными в это время в Европе были националистические группировки хорватских, македонских и украинских террористов, боровшиеся соответственно против монархии в Югославии и социалистического режима СССР.[5] В Польше западные украинцы не прекращали борьбы — на сей раз против Варшавы — с требованиями автономии, категорически отвергавшимися.
В 30-40-ые годы терроризм взяли на вооружение такие экстремистские организации правого толка, как «Мусульманское братство» и «Молодой Египет», от чьих рук погибли два премьер-министра и ряд видных политических фигур. В Палестине действовали такие сионистские организации, как «Иргун цвай леуме» и ЛЕХИ, также пользовавшиеся тактикой индивидуального террора.
Начало XX века положило конец западному колониализму. Британская империя постепенно распадалась, все больше теряя свои колонии. Однако Британия сохраняла значительное влияние в Африке и продолжала оккупацию Палестины. Франция также еще властвовала в Алжире, который продолжала считать составной частью метрополии. С окончанием Второй мировой войны началась борьба за независимость. Национальное движение набирало силу во всем мире, в том числе в Израиле и в Алжире. По всему Ближнему Востоку Англия и Франция стали восприниматься как колониальные агрессоры; США, бывшие их союзниками во Второй мировой войне, воспринимались не лучше.
Внешнеполитическая экспансия США на Ближнем Востоке во многом явилась результатом холодной войны, начавшейся почти сразу после окончания Второй мировой войны. Советский Союз распространял свое влияние на страны Восточной Европы, Ближний Восток и пытался включить в число своих сателлитов Грецию и Турцию.
Палестинские террористы и Фронт национального освобождения сумели отлично разыграть «коммунистическую карту» в отношениях с США, получая от них необходимую им поддержку. Успех же любой террористической организации прямо зависит от политической поддержки сильной державы или организации. Со своей стороны СССР удалось убедить мусульманских лидеров региона в том, что Америка является частью западной колониальной системы, господствовавшей над их странами в течение многих лет. Часть фундаменталистов верит в то, что США есть продолжение нечистой силы, которое должно быть уничтожено.
Богатые нефтью страны Ближнего Востока, хотя и обладают большим экономическим влиянием, очень слабы в военном отношении. Поскольку арабские страны не обладают серьезной военной силой, они прибегают к другой тактике – терроризму.[6]
По окончании Второй мировой войны террористические группировки в основном действовали в таких районах как Палестина, а позже Кипр и Аден.
В течение двух десятилетий после Второй мировой войны наблюдались отдельные выступления неофашистов. Небольшие группы и даже террористы-одиночки действовали в Германии, Австрии, Италии.
Вторая половина XX века отмечена военным противостоянием СССР и США, постоянной напряженностью международных отношений и угрозой развязывания третей мировой войны. С 70-х гг.. началось пермонентное увеличение количества террористических актов, что связано с нерешенностью национальных отношений, эскалацией конфликтов и неупорядоченностью существующего миропорядка.[7]