К середине XX века сфера, представлявшая объект изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. В то время была сформулирована концепция четырех главных ветвей политической науки: политической теории, политической социологии, административных наук и международных отношений. Они были связаны между собой понятием "политика", которое, в свою очередь, различные исследователи трактовали по-разному. Поэтому в определении политологии как науки и учебной дисциплины и сегодня сохраняется несколько точек зрения:
- первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти. В этом случае в понятие "политология" вкладывается "собирательный" смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П. Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. При этом политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о собственно политической науке. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин;
- cогласно второй точке зрения, политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг утверждает, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. Их сходство видно хотя бы уже из того, что и политические социологи, и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности, прежде всего Аристотеля и Платона, как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М. Острогорский, Р. Михельс, А. Бентам, Д. Трумен, Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, - как основателей этих наук. Различие предметов социологии и политологии, по их мнению, обнаруживается лишь тогда, когда политология понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения;
- согласно третьей точке зрения, политология является общей теорией политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.
Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти, а социальной организацией, обладающей "конечной" властью над людьми, выступает государство. Оно, как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать цели, интересы, индивидуальные, групповые воли и, по возможности, направлять их на реализацию единой общенациональной политики. Эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике, полнота же ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.
Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки о политике. Она, как представляется:
- раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики;
- определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов;
- показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, как формы и методы властвования;
- вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований.
Как любая другая наука, политология вычленяет из совокупности общественных взаимодействий лишь свой собственный объект, исследуя то, "что в политике является политическим".
II. Взаимосвязь и соотношение политики и политологии
На первый взгляд кажется очевидным, что как различия между политикой и политологией, так и взаимоотношения между ними не составляют никакой проблемы. Вроде бы сами эти термины ясно говорят о том, что политика представляет собой некий объект, тогда как политология - познание этого объекта и, соответственно, знание о нем, точнее сказать, его научное исследование, науку о нем. Однако при более внимательном рассмотрении ситуация оказывается далеко не такой простой. К примеру, в западных странах в названиях учебных и научных учреждений политологического профиля, а также в специальной литературе понятиz "политика" и "политология" попросту отсутствуют, во всяком случае, не получают терминологического выражения. "Академическую" дисциплину, которую мы называем политологией, англичане и американцы продолжают упорно именовать политикой. Существуют и другие серьезные признаки неразличения понятий "политика" и "политология". Достаточно назвать такие широко распространенные, в том числе среди профессионалов, выражения, как "политическая наука" и "политическая теория".
Между тем понимание политики как науки попросту неверно, так как политика призвана решать задачу регулирования отношений между людьми. Разумеется, в политике всегда с необходимостью используются те или иные знания, результаты той или иной формы познавательной деятельности, будь то обыденная, религиозная, философская или научная. Но это никоим образом не превращает саму политику в знание и познание. В частности, от того, что некий политик пользуется данными какой-либо науки при определении стратегии своих будущих действий, он отнюдь не становится ученым, а эти данные - политическими.
Аналогичным образом обстоит дело и с теорией. В обыденной жизни это слово используется в различных смыслах. Но здесь уместно обращение к тому строгому смыслу данного термина, который разработан и ныне практически общепризнан в методологии и логике науки. Теория понимается как центральная часть большинства наук, как система определенным образом связанных между собой общих научных положений - законов и принципов. Таким образом, и выражение "политическая теория" применительно к политике лишено смысла. Другое дело, если говорить о политологической теории, ведь политология - это наука, и с этим утверждением в целом согласны все.
Нельзя сказать, что политология сегодня является самостоятельной эмпирической наукой. Это выражается в двух обстоятельствах:
- во-первых, в том, что "политология - наука о мире политического, - тесно переплетается с историей, особенно с историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др.;
- во-вторых, в том, что она часто подвергается воздействиям, далеко не всегда способствующим объективности исследований и, как правило, не осознаваемым самими учеными.
Разумеется, для обретения своей научной полновесности и эффективности политология должна отпочковаться от других наук. Однако главным препятствием на пути самоопределения политологии все-таки является второе обстоятельство. С одной стороны, политику делают одни люди, а политологией занимаются другие. Но, к сожалению, такая постановка вопроса не решает проблемы, поскольку данное различение оказывается, по существу, сугубо формальным, так как политологические знания не освобождаются от деформирующего воздействия со стороны политических воззрений. Длительное время практически общепринятым было мнение, будто ученый - это холодный аналитик, абсолютно бесстрастно относящийся к исследуемому объекту. Теперь же стало понятно, что дело обстоит не совсем так и даже совсем не так. Настоящий исследователь - творческий ученый, поэтому, несомненно, проявляет особый интерес к изучаемому объекту, неравнодушен к нему. Настоящий политолог, конечно же, обожает политику. По этой причине, несмотря на то, что он не является профессиональным политиком, он изо всех сил старается смотреть на политику со стороны. И все же он, как правило, придерживается определенных политических взглядов - выработанных им самим или выбранных из уже существующих в обществе.
Еще один момент различия строится на том, что познающая инстанция (политология), и познаваемая (политика) являются формами общественного сознания. Всякая такая форма включает в себя некую массу различных феноменов сознания (идеальных образований) - наглядных образов, понятий, положений, норм, максим, принципов и т.д. Исходя из этого, конечная цель политолога состоит в том, чтобы в форме научной концепции (политологической теории) отобразить весь мир политического бытия, одним из самых существенных элементов которого является политическая концепция. То есть, иначе говоря, одна концепция должна отобразить другую концепцию. Это, в сущности, и составляет основное объективное обстоятельство, препятствующее различению и разъединению политики и политологии. Естественно, между политологической теорией и политической концепцией есть немало существенных различий. Главное из них состоит в том, что эта (как и вообще всякая научная) теория есть знание, то есть совокупность, а вернее сказать, система констатирующих положений о политике. Что же касается политической концепции, она является совокупностью (системой) оценивающих и рекомендующих положений. Но у политологической теории и политической концепции есть и определенные сходства: они строятся с помощью одних и тех же понятий, выражаются посредством одних и тех же терминов -"государство", "гражданин", "монархия", "республика", "партия", "социальный слой" и т.д. Кроме того, и та, и другая обычно состоят из общих положений, представляют собой связные совокупности таких положений.