Смекни!
smekni.com

Политическое лидерство (стр. 2 из 3)

Тем не менее, последователи этой проблемы пытаются прояснить центральный аспект, суть лидерства и его второстепенные, зависимые аспекты. Существует несколько определений.

Лидерство – это влияние на других людей. Но это влияние имеет три особенности: во-первых, оно должно быть постоянным; во-вторых, воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество; в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.

Другие определения исходят из рассмотрения общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Лидерство – это руководящая должность. Это положение в обществе, которое дает занимающему его лицу возможность направлять и организовывать коллективные действия части общества или всех его членов.

Представляется любопытной и такая интерпретация: политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом осуществляется персонализация «политического товара» и рекламирование этого товара как «общего блага».

Отсюда, довольно большую популярность во всем мире приобрел политический маркетинг. Но это не столько реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями. Это, прежде всего, грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Убедительное определение дал Ж. Блондель: политическое лидерство есть «феномен власти». И далее он рассуждает: «Лидерство – это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц)… заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы, или, в конечном счете, могли бы не делать вообще… Лидер – это тот, кто в силу тех или иных обстоятельств оказывается «над» нацией (в случае общенационального политического лидерства) и может отдавать приказы остальным гражданам».

Исходя из этого, представляется возможным определить политическое лидерство, и особенно общенациональное политическое лидерство, как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям.

Итак, из вышесказанного видно, что понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Этот второй аспект, т.е. личностные качества и реальное поведение, определяют лишь получение властной должности и служит для оценки лидера как «хорошего» или «плохого». Поэтому неправомерно отделение политического лидерства от его институционального статуса, наделенного властными полномочиями.

И все же остается неясным вопрос: почему, при каких условиях та или иная личность становится лидером?

Рядом западных исследователей выдвинута так называемая «теория черт лидера». В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидера. Ее авторы считают, что необходимо изучить лидеров в различных (случайных) ситуациях, социальных группах, выявить присущие им психологические характеристики, составить соответствующие таблицы. В итоге лидерство объясняется как социально-психологический феномен.

Американский социолог Вогардус перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер – чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д.

Он же считает, что лидером человека делают, прежде всего, такие качества, как ум, энергия, характер. Но, заметим здесь, ведь любая личность превратится в Дон Кихота, если будет действовать на основании своей фантазии, не сообразуясь с объективным ходом вещей.

В 30-х годах появилось большое количество исследований, основанных на «теории черт». И в последующем многими делались попытки составлять списки, в которых указывались десятки, а то и более сотни черт, необходимых для лидера. Так, например, американский социолог Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, перечислил 124 черты лидерства.

«Теория черт» метафизична в своей основе. Она рассматривает лидерство как изолированный феномен, однако в действительности черты лидера необходимо рассматривать не изолированно от социальных условий, а в связи с ними.

Но было бы неоправданным и полное отрицание «теории черт». Чтобы стать лидером в условиях политической борьбы, действительно нужны определяющие и социальные качества. Наблюдения свидетельствуют о том воздействии, которое может оказывать лидер благодаря своему обаянию, внешности, ораторскому мастерству и популярности, а также интеллекту, хитрости, решительности.

Лидерство рассматривается как функция ситуации. Сущность лидера не в индивиде, а в роли, которую он должен выполнять в конкретных обстоятельствах, и это определяет выбор лидера и его поведение, принимаемые им решения.

Отдавая приоритет требованиям объективных обстоятельств, многие считают, что нельзя снимать момент активности лидера по отношению к ситуации. Ю. Дженнингс пишет: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер «чувствует» ситуацию и знает, когда он ее может использовать».

Существует также теория определяющей роли последователей, согласно которой лидер – это человек, который имеет последователей. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы; лидер, в сущности, не более, чем инструмент группы То есть «тайна лидера» не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей.

«Синтетический» подход к лидерству почти освобождается от односторонности предыдущих подходов, но здесь характерен эклектизм.

Один из аспектов политологического и социально-психологического анализа – личные качества лидера. Политический лидер должен обладать определёнными качествами: интересы общества для него должны быть выше личных, именно это создает ему авторитет в значительной мере; ему должна быть присуща способность организовать действия, учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной группы; коммуникабельность и ораторские способности; он должен обладать высокой политической культурой.

Кроме всех прочих качеств, лидер – это личность эрудированная, корректная, достойная в моральном отношении. Лидер должен быть подобным членам своей группы, своим последователям, людям, которыми он руководит. Он должен быть «один из нас» (вспомним здесь личность Р. Рейгана, Б. Ельцина), должен иметь одинаковые или близкие цели и интересы, убеждения и принципы. Говоря другими словами, каждый избиратель должен найти в кандидате частичку самого себя.

Реальными условиями, подтверждающими право на лидерство, способствующими становлению лидера, являются: наличие собственной политической программы (т.е. лидер должен вносить что-то свое, новое), умение бороться за осуществление этой программы (поэтому важны личные качества: воля, целеустремленность, настойчивость), популярность (уметь завоевывать массы), он также должен иметь время и возможности, чтобы показать свое лидерство.

Личность, становящаяся лидером (в соответствии с потребностями группы), должна обладать определенными социально-значимыми чертами, которые формируются в процессе ее взаимодействия с другими людьми. Но при этом нельзя рассматривать личность в статике. Уже то, что она становится лидером, принимает на себя ответственность, само по себе приводит к определенным изменениям в ее поведении, индивидуальных характеристиках. Хотя детерминизм поведения лидера общественными отношениями отнюдь не лишает его индивидуальности и активности.

Вопрос о результатах деятельности лидеров непосредственно связан с проблемами данного общества, с его характеристиками, или, иначе говоря, с состоянием среды. Они не могут ставить любые, пришедшие им в голову проблемы и рассчитывать на успешное их решение. Как отмечает Ж. Блондель, «лидеры – это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда «позволяет» им сделать».

И все же в реальной жизни лидеры оказывают влияние на среду, и она во многом зависит от характера и методов их действий. Это требует классификации и разбивки по категориям типов политических лидеров. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную немецким философом и социологом Максом Вебером. Он выделяет три типа лидерства: традиционное лидерство – определяет принадлежность к элите, основано на вере в святость традиций (характерно для доиндустриального общества); харизматическое лидерство – основано на вере в способности вождя, его исключительность, культ личности; рационально-легальное лидерство – основано на вере в законность существующего порядка (бюрократическое лидерство, агент определенной государственной функции).

Наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство», исходное для понимания вообще феномена и всей динамики социального процесса. Для него характерна фанатичная преданность последователей лидеру, лидерство в этом случае носит сугубо личностный характер. Вебер не определяет, какими качествами должен обладать харизматический лидер, хотя указывает, что харизматическая власть появляется тогда, когда общество переживает серьезный кризис, поражающий всю его структуру, когда граждане перестают выражать согласие и признавать существующие институты. В дальнейшем последователи Вебера расширили толкование харизматического лидера и показали, что он может возникать не только в кризисные периоды, популярность лидера может делаться политиками.